Виахтинские зарисовки

Григорий Смекалов's picture
Виахтинские зарисовки

Тем, кто не разделяет моего восхищения виахтинской природой (называя это соплями и ностальгией), лучше пропустить эту фотосессию и потерпите. Я всего два-три раза в год бываю на самом севере нашего района. И знаю десятки людей, уехавших, но оставивших в этих местах своё сердце. Впрочем, мне сегодня в селе сказали, многие вернулись, не прижившись на материке. С комплексным понятием ВИАХТУ и наш север я познакомился 32 года назад. То есть я знал, где расположено село и бывал, но, чтобы ощутить дух населенного пункта изнутри надо пожить там. Хоть немного. В 1981 году меня, как молодого специалиста, тогдашний начальник ГОРОНО Зинаида Петровна Троицкая упросила выручить виахтинскую школу и провести годовой курс английского языка в четырех классах за месяц-два. Как это сделать отдельная тема, но дети же не виноваты? И в документах должны были стоять оценки по предмету. Я жил в интернате при старой школе и ничего не оставалось, как общаться с местными и их детьми. В этом мне помог знакомый по институту Александр З., приехавший с семьей в место распределения жены после института. Постепенно я стал понимать приверженность виахтинцев к этим местам. Многие связали с ними свою жизнь далеко не в связи с безнадёгой или « тяжелым материальным положением». Есть у них и семьи, и домашнее благополучие, и джипы… но на рыбалку и охоту они направляются по-старинке на моторной лодке, снегоходе или на ГТТ ( конечно, появились новшества, если раньше мы пешком ходили на залив за 5 км., то сегодня практически все активные мужчины НА ОБЕДЕ выскакивают машинами на залив спининговать) С тех пор при мне отстроили новую школу, сегодня видел в новом сайдинге и окнах клуб. Регулярно в село ходит рейсовый автомобиль КАМАЗ-вахтовка(к слову я выбрал этот способ транспорта ) Дорога не в пример десяти лет назад.Местным цена билета 100 руб.Зимой (как в этом году) случаются проблемы с очисткой дороги, но это человеческий фактор. При наличии фельдшера в Виахту, при мне приходила Скорая помощь и забрала больного в город.С момента вызова прошло 6 часов.Да, совхоз не отстояли, жаль. Но с работой в селе напряга нет. На крайний случай, родовое хозяйство кормит.
Постепенно, эти добрые и простые люди, не навязывающиеся и не пускающие случайных в свои души, стали мне симпатичны. С ними я открывал для себя севера. Не пустыми словами стали ручей Горбатый, р. Емельяновка, Иван Иванович, Тык, Лах, Варнак, Старый Оленевод, Северная Широкая Падь,озеро Ураган, Дружба…А поговорите Вы с местными аборигенами в местах их привычного обитания, где-нибудь в зимовьях избах на Варнаке или Лахе. Уверен, Вы часами будете слушать их незамысловатые рассказы. Дух захватывало от просторов, красоты (как это не банально звучит). Юг района красив, бесспорно. По долгу службы я курировал территорию к югу от р. Большой Александровки и до границы района. Приходилось и взаимодействовать с участковым из Пильво дядей Ваней Ураевым, который показывал свой край, как говорят, лицом. Но просторы, неспешный образ жизни, огромные водные пространства, кишащие птицами и рыбами, белый чистый песок, диковинная флора и фауна (всё-таки тундра) « Потому, что я с Севера что ли?» Это МОЁ. Когда стрессы, шалит сердечко, расшатаны нервы, всё бросаю и…

Нравится

Comment viewing options

Выберите нужный метод отображения комментариев и нажмите "Сохранить установки", чтобы активировать изменения.
Владимир's picture

Огромное

Огромное спасибо Григорий Николаевич за фотосессию, за слова восхищения виахтинской природой! Слов нет, одни "сопли и ностальгия"...

Григорий Смекалов's picture

Слова,

Слова, повторенные тобою, Володя, я использовал, как неудачное сравнение.Так же как и считаю крайне неудачным приведение в пример "активности" арабских стран... Мы живем на Востоке, а здесь одна из мудростей " Истина в созерцании и любовании природой".Для меня ближе вкус японцев (что не мешает им развивать успешно свою страну)
"Услышав выражение «о вкусах не спорят», японец охотно согласится с ним, хотя и вкладывает в эти слова совсем другой смысл, чем мы. В Японии о вкусах не спорят, но не потому, что у каждого человека может быть свой вкус, а потому, что хороший вкус стал неписаным законом".
Всеволод Овчинников
Я красотой цветов пленяться не устал,
И слишком грустно потерять их сразу…
Всегда жалею их,
Но так их жаль,
Как этой ночью не было ни разу.
(Аривара Нарихира)
Пока мы будем считать подобные мысли "соплями" будет проблемным и развитие нашей страны, я считаю.

Юрий-67's picture

Г Смекалову

  Здравствуйте! Ничего не имею против. Во всем согласен с Вами. Родину люблю,но показуху и лицемерие- презираю. Восточная мудрость прекрасна, мне нравится. Но я большой перестраховщик, и остерегаюсь, что в момент, принятия асаны созерцания, к нам сзади подкрадутся вот эти "ребята" и безнаказанно повторят свои опыты 1945года на наших детях: Конвейер смерти-Отряд 731 PS- Что касается арабов, то я к ним абсолютно равнодушен,если не сказать больше......, но мне нравится их оперативность, с которой они могут собирать миллионную толпу. Касаемо проблемности страны, у меня тоже есть не менее веский тезис: "Пока не будет найден и захоронен последний солдат, погибший в Великой Отечественной Войне, Войну нельзя считать оконченной" (Примечание: до сих пор не найдено 5 млн бойцов, пропавших без вести). Их тела мертвы, распаханы на полях, размыты дождями, но их ДУШИ остаются жить(ученые это уже доказали). Эти ДУШИ стонут во всех уголках России. Они стонут от обиды и невыносимой тоски, оттого,что их не ищут, что их предали и забыли. Их забыла Родина-Мать, за которую они отдали свои жизни.  С уважением Юрий

Юрий-67's picture

13 июня 1938 года в

13 июня 1938 года в 20 километрах к югу от города Харбин (Китай) японская оккупационная армия начала строительство сверхсекретного военного объекта - научной лаборатории, в которой затем будут проводится ужасные опыты над людьми, которых называли "бревнами". Большинство жертв были русскими. Вот ссылка:

Конвейер смерти-Отряд 731



Людям со слабой нервной системой желательно не смотреть

Все

Все возвращается на круги своя... В 1938 г. японцы - зверские опыты над людьми, в 1945 г. - не менее зверский опыт над японцами.

Григорий Смекалов's picture

Уважаемый Юрий

Уважаемый Юрий Васильевич я совершенно согласен с Вашей позицией в отношении Наших павших солдат, но при чем здесь созерцание и любование природой (одно другому не мешает)? В случае с памятью павших, как раз полная конкретика. Засучивайте рукава и – вперед. В поисковом деле лишних рук не бывает. Я, как могу, занимаюсь этим давно и в семейном плане ( в прошлом году удалось побывать на могиле деда Ивана Смекалова на норвежской границе , погибшем 14 октября 1944 года в Лиихамари под Петсамо. И в плане увековечения памяти земляков – посмотрите на сайте материалы и многочисленные добавления к ним:
http://aleksandrovsk-sakh.ru/node/2109 – Севск-43
http://aleksandrovsk-sakh.ru/node/4036 –Повзрослели они до поры
Счет идет на сотни имен…
Что до темы Отряда 731 и ответственности японского народа… В Вашем славном городе Рига (по крайней мере он значится в Вашей регистрации) на живописной улочке Лиельвардес до 1992 года жила моя тётушка Елена Григорьевна ("оперативность" рижан не помогла в 1992). Улица упирается в лес Бикерниеке, где беспокоятся десятки тысяч жертв нацизма. Тем не менее, излюбленное место отдыха ныне латышей. И даже ралли проводятся… Никто не связывает эти жертвы с именами Гёте и Бетховена, Я.Витола и К.Вальдемара (все знают о латышском легионе Ваффен-СС)? Наши солдаты гибли в боях и с венграми и румынами, и итальянцами, и испанцами, и финнами (список можно пополнить значительно, например, словаки, болгары,хорваты…)в последнюю войну. Токийский трибунал поставил точку в истории Отряда 731, не правда ли? Я часто бываю в Японии, мне думается, что по отношению к павшим воинам у наших народов сходные позиции. Когда я попросил старого японца в Нагасаки помочь мне установить имена умерших от ран александровцев 1905 года, он сказал, что это благородная цель и мы нашли 16 имен наших защитников через 100 лет!!! Более того, японцы ухаживают за могилами наших воинов безвозмездно! Ведь японская поговорка гласит « Лучший из цветов – Хризантема, лучший из людей – Воин».Меня долго отговаривали от посещения храма Ясукуни в Токио (в советской литературе значился «скандально известным», там японские «ястребы» любят собираться) На деле, уникальная возможность семьям почтить память своих родных воинов.
Я подполковник в отставке, и это не мешает мне наслаждаясь природой и культурой соседа, понимать, что войны придумали не народы, а правительства. И на этот случай, тем более, надо знать и уважать вероятного противника. «Шапками закидаем» - нам уже не раз выходило боком. «Оперативность» Японии меня беспокоит гораздо больше, чем арабских стран. Это давно не «силы самообороны», а современная армия. И мобилизационная система у них способна за двое суток поставить под ружье армию в два раза превышающую российскую….А уж о военном бюджете (в сравнении с Россией) …молчу.
Я за народную дипломатию, за схожесть вкусов и жизненных позиций. Только так, я считаю, народ может повлиять на безбашенные, порою, решения правительств.

Григорию

Григорий, Григорий...
Да со всем я практически с тобой согласен.
Только не понятно с чего это ты сравниваешь Ригу с той, что была 25 лет назад? Тогда это была другая страна.
А как младший лейтенант (отставить смеяться! - звание у меня именно такое - это чуть ниже, чем старший прапорщик!)раскрою небольшую военную тайну - выпивал в пару ближайших лет с генштабистами двух соседних стран.
И на мой традиционно-привычный клич, что все у нас в заднице, а особенно армия, был единодушный ответ
- Э-Э-Э...
Типа - ты нам по ушам не втирай. Мы то знаем, что у вас там еще напрятано. Поэтому воевать с Россией - ну вас в баню. Давай, лучше выпьем...
Это была не Япония, Японии я персон нон-грата.

Юрий-67's picture

Спасибо,

Спасибо, Григорий Николаевич,за информацию. Рад, что у нас много общего. Могилы погибших в Войне, членов моей семьи, я тоже всех разыскал, кроме деда. Но и поиск деда подходит к завершению.
Накопив некоторый опыт поисковика, понемногу помогаю другим.
Иногда проявляю инициативу. И вот два очень интересных случая произошло. На работе узнал, что у двоих моих коллег по работе пропали отцы без вести.(хотя им самим уже 53 и 76 лет).
Предложил им найти их отцов. Дали мне все данные о погибших.
Через 2 дня я нашел их по компу по ЦА МО РФ(Централь Архиву Минобороны РФ.)
От неожиданности, оба, уже немолодых человека плакали. Просто слезы текли непроизвольно и они отворачивались вытирая их.
Один из них уже съездил с сыном на могилу своего отца в г Холм Новгородской обл.
Второй тоже берет отпуск и едет в Германию, где в плену в Шталаге умер и похоронен его отец,плененный под Смоленском.
Удачи Вам в ваших делах и здоровья. Спасибо за внимание

Григорий Смекалов's picture

Вадим, я Ригу не

Вадим, я Ригу не сравнивал.Ты немного упустил нить разговора. Ю.В. в регистрации указал г.Рига и я попытался привести примеры близкие этому месту.
- февраль 1992 год переход Латвии из СССР в независимую (?) буржуазную республику. В Риге до 80% русского населения. Много сахалинцев построили кооперативов (модно было). Протестная движуха(к которой призывал Ю.В.) была сильная.И что?Решение приняла правящая верхушка.
- я хотел на примере Риги показать, что ни один народ нельзя обвинять за то, что натворила кучка уродов, приводя пример Бикерниеке.
- за считанные дни сменились экспозиции в латышских музеях.Меня шокировали латышские КРЕСТЫ на мундирах довоенной Латвии. В точности , как на фашистских танках (хорошо нам известных по фильмам).Чем там Вадим окончился спор на юге о запрете свастики в литературе и кино?
- тетушка до конца жизни ненавидела латышей за то что ей пришлось уехать в 1992 году, а у меня к латышам даже интерес проснулся тогда. Они были не похожи на "советский народ", проснулся национальный дух. И это было не навязчиво.Они говорили - мы такие, ничего не скрываем, готовы общаться.Но дайте нам оставаться самими собою.Один меня учил, как с обесценненых радиодеталей в советских магазинах добывать драгметалл в 10 раз дороже продажной цены. Другой занимался съемкой семейных торжеств и репортажей за плату.Они и тогда в рынке понимали больше.
Хотя провокаций со стороны немногих националистических групп и правых политиков тоже было достаточно.Сравнивать тут не с чем.

Рига

Беда в том, что победили провокации...
И не только в Риге.

Рига

Добавлю немного.
Латышские стрелки - первое, что вызывает к себе Латвия - не так ли?
Но не о том мы все равно говорим.
Я Горбунов. Вы - Смекалов. А о Фабрициусе вспомним? Сахалинском латыше? О Хаймановых - Сабановых с Осетии?
Блин, Толя Ромасюк - ты же по нынешним меркам - Хохол, и моя одноклассница Галка - выходит тоже?!
А мне глубоко плевать!
Сахалин (в российской его культуре) вырастал из мигрантов.

Я абсолютно не боюсь латышей. Я дрался с ними в армии. Нормальные парни. Не боюсь и чеченцев - дрался и с ними.
Поэтому речь не о том.
Любое упоминает на Сахалине о национальности не есть кам- ль-фо.
Не так ли?
Я например, старый айн, и мне плевать на русских...

Григорий Смекалов's picture

- Ох, Вадим,

- Ох, Вадим, любишь ты шашкой махать. Ряд твоих "драк" я наверное,избежал бы, сохранив достоинство.
- Фабрициус? Да, наверное. У меня много заметок, собранных ещё Гориным Ю.И.о сахалинской странице жизни командарма.Но НИ РАЗУ сам Фабрициус не высказался о Сахалине. Скрывался.И только. Больше сахалинцы те латыши, кто был сослан сюда в 40-е. У нас в конце Телеграфной жил латыш-портной, он меня в первый класс обшивал.Хорошее воспоминание. А через дом татарин шил тапочки, которые носила вся моя семья, тоже приятные воспоминания. А ты камильфо-камильфо. Как говорят китайцы "пусть расцветают сто радуг..."Этим мир и интересен.
- чем тебе русские не угодили? Человек без роду без племени - что репей у дороги...Я почти уверен, что тебе и на айну наплевать... Это как "чеховеды" "знают" А.П.Чехова.
Айну почти титульная народность в Японии. Так что впиши в визовую анкету и Япония распахнет объятия. Мы то сами их отрезали
http://aleksandrovsk-sakh.ru/node/4317
А у японцев сегодня бум по айну (сами нация торгашей)а всякие бусидо, самураи, катаны и пр. это у айну корни... Даже Мамия Риндзо наполовину айн.
http://aleksandrovsk-sakh.ru/node/4313
Чтобы зваться "старым айном" надо, хотя бы, окунуться в их мир.
Как любил говорить Михаил Самуэльевич: "Шура, Вы же знаете, как я к Вам отношусь, но..."

Горбунов

Григорий, джапы замутили тему про айнов только после того, как на Камчатке соорганизовалось наше сообщество.
Они тоже поняли, что коренные народы, это нечто. И потому они должны быть японсмкими - типа айнов....

Григорий Смекалов's picture

Так упрощенно,

Так упрощенно, на мой взгляд, тоже понимать не камильфо Вадим.Я общаюсь четыре года уже с литературным фондом Огума Хидео из Асахикава. Огума японский поэт, что жил на Карафуто (Тойехара, Одомари, больше в Томариоро)
http://www.jp-club.ru/?p=3960#more-3960
Умер он в 1940 году. Самая известная его поэма "Летящие сани" посвящена жизни айну. Он провел детство и юность в общении с ними. Когда уезжал в Японию тойон айну подарил ему клык медведя. Награда и амулет, по мнению айну,вручающаяся только избранным.Когти, как у индейцев, не то. Клыки ближе к голове и мозгу Хозяина, тем ценнее. В 2010 я путешествовал по Хоккайдо и взял с собою самодельные брелоки с медвежьими клыками.Набрал у И.Рындина со старых черепов. Когда я вручал их в литературном музее Асахикава, в музее Отару (где работал и жил Огума Хидео), в музее Хакодате это был фурор. Я понимал, что японцы знают эти нюансы, связанные с айну... И в айнской деревне я, естественно, гостил.А там помнят ещё Б.Пилсудского.

ЕРМАКОВ-ДУЭ's picture

СПАСИБО

Спасибо вам, земляки, за оч интересную, познавательную дискуссию!

Горбунов

Я-то все понимаю. Но разве можно не замечать тот факт, что айны были признаны народом (национальным меньшинством) в Японии только в 2008 году - и только после того, как на Камчатке появилось соответствующее движение?
А вот из Википедии цататка: "6 июня 2008 года японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством, что, однако, никак не изменило ситуации и не привело к росту самосознания, потому что все айны полностью ассимилированы и ничем практически не отличаются от японцев, они знают о своей культуре зачастую намного меньше японских антропологов и не стремятся её поддерживать, что объясняется длительной дискриминацией айнов[12]. При этом сама по себе айнская культура полностью поставлена на службу туризму и, по сути дела, представляет собой разновидность театра. Японцы и сами айны культивируют экзотику на потребу туристам. Наиболее яркий пример — бренд «айны и медведи»: на Хоккайдо почти в каждой сувенирной лавке можно встретить маленькие фигурки медвежат, вырезанные из дерева. Вопреки расхожему мнению, у айнов существовало табу на вырезание статуэток медведя, а вышеупомянутое ремесло было, по свидетельству Эмико Онуки-Тирни, привезено японцами из Швейцарии в 1920-е годы и только потом внедрено среди айнов".
Ну да это дела прошлые и не будем по этому поводу ругаться.
Как здоровье Григорий Николаевич?
Не болейте! Это главное!

Григорий Смекалов's picture

Вот мы и

Вот мы и вернулись к началу разговора Вадим.Уж очень вкусная для меня тема, прости. Не думаю, чтобы ты считал отношение народа и правительства к событиям тождественными. Хотя по роду деятельности и приходится тебе иногда «быть рупором»… А как должны относиться официальные государственные институты к народности, которая считает их оккупантами на СВОЕЙ земле? Это победа проайнских общественных сил Японии. Перечитай Обращение председателя Комитета по возвращению автономной земли Айну-Мосири Ямамото Кадзуки к губернатору Сахалинской области В.П. Федорову от 5 августа 1992 года (Опубликовано, в частности, в ежегоднике «Исторические чтения (труды ГАСО)»№1, за 1995 год, С.168. Это они японцам предъявляют за Хоккайдо (в пику Северных территорий). И что у народа должно изменится отношение к айну после досады правительства? Вот ты пишешь «разве можно не замечать тот факт, что айны были признаны народом (национальным меньшинством) в Японии только в 2008 году?»Я верю своим глазам…
С медведями тоже с точностью наоборот. Как говорил проф. Преображенский: «И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет». Медвежья тема, действительно, бренд Хоккайдо. Мне довелось бывать на медвежьей ферме в Ноборибэцу. Довольно скучная прогулка на фуникулере по большой огороженной территории над головами зажравшихся медведей. На каждом шагу магазины сувениров с мишками в разных материалах, в том числе и в дереве. Только причем айну? Медвежью ферму основал ЯПОНСКИЙ феодальный клан Датэ после революции Мэйдзи, перебравшийся на Хоккайдо от гонений на самураев.В айнской деревне я медведей не видел.
Да, туризм кормит не только айну, но и японцев (сотни т.н. «самурайских» деревень, деревни «ниньзя» и т.п.), как и во всем цивилизованном мире. А что в этом плохого? Хороший хозяин давно бы привнес это на александровскую землю. Нам есть, что показать.
В 2006 году был на Аляске. Там под Анкориджем есть The Alaska Native Heritage Center.Заместитель директора мой друг православный индеец-апач Стивен Альварес. Музей под открытым небом представляет собою пять стойбищ разных племен (Атабаски, Алеуты, Эскимосы, Тлингит-Хайда)вокруг живописного озера. Свои жилища, свои промыслы, свои обряды, танцы песни, одежда. Тут старейшины обучают культуре молодь, а заодно и студентов изучающих этносы и туристов посещающих их. То же самое и в айнской деревне Сираой. Это не только туристический бизнес, но и способ ПЕРЕДАЧИ этноса молодежи. Это престижно и прибыльно. Конечно, носителей живого языка лет пять назад были единицы, но учатся сегодня многие…Жаль не могу, «отяготить» сайт многочисленными фото, но будь уверен – айны намного красивее японцев. Я принимал участие в обряде «кормления воды», казалось всё не по заказу, а по укладу жизни.Если бы нашим КМНС направить энергию (хоть часть) в это русло…
Вот отношение айну и русских это для меня печальная трагическая тема. Написал книжку - не востребована ни православными, ни официозом...Даже вредная "для отношений между соседями".Айны с русскими дружили гораздо дольше и ДОБРОВОЛЬНО. Добровольно перенимали, Веру, язык, культуру, одежду, даже фамилии и имена. На Шикотанском погосте до сих пор памятники с написанными иероглифами РУССКИМИ фамилиями. А мы их бросили... В 1945 году те кто помнил расстование с родиной в 1875, вышли встречать освободителей с православными иконами, а мы их опять... Это народ или правительство?Вольно нам теперь "признавать" народ,компактно сохранившийся на чужой территории...
Что до здоровья…Даже не знаю, отвечать ли? Видимо, в минуту слабости, поделился проблемами весной? Всё в пределах нормы. Пересел на велосипед недели две как. Езжу на работу, обед, с работы…Нормализовались многие функции организма… Мне это очень поможет в длительном путешествии в октябре.Чего и тебе желаю.

Горбунов

Видишь ли Григорий, ты просто общаешься с хорошими людьми, а я - с до...ными политиками. И это извращает сознание.
А тот весенний случай меня, действительно сильно обеспокоил.
Нам еще столько предстоит сделать.