К юбилею народного театра Л.Н.Россовой (режиссер)

Григорий Смекалов's picture
К юбилею народного театра Л.Н.Россовой (режиссер)

И началась работа! Для начинающих актеров это бы­ли дни радостей и огорчений, долгих репетиций и мучи­тельных сомнений. Не всем оказалась под силу сложность задач, поставленных режиссером. Несколько человек ушли из кружка сразу же, раньше они просто не подозре­вали, сколь серьезна и ответственна работа в драмколлективе. Другие уходили, справедливо оценив свои способно­сти, поняв, что им не справиться с ролью. Остались те, кто был действительно увлечен новым делом, кто чувст­вовал, что сможет принести пользу коллективу.

Людмила Николаевна кропотливо работала с каждым исполнителем, вместе с ними разбирала характеры ге­роев, их манеру говорить, двигаться, жестикулировать. Не всегда ее советы воспринимались сразу, приходилось много показывать, но как она радовалась, когда за неуклюжим еще исполнением просматривалось зерно бу­дущей роли, когда от репетиции к репетиции в ней зрело убеждение, что спектакль будет.

Перешли к мизансценам. Россова стремилась к тому, чтобы кружковцы не механически выполняли ее требова­ния, а наполняли бы свои физические действия мыслью, чувством, чтобы делали все естественно и непринужденно, чтобы образ обрастал своими привычками и характером.

Удивлял своими творческими возможностями Вася Дельмухамедов. В двадцать лет играть Егора Булычова— это, пожалуй; уникальный случай. Россова угадала в парне драгоценный дар перевоплощения. Ее веру в то, что он справится с ролью, подкрепляла необыкновенная рабо­тоспособность Дельмухамедова: с томиком пьес Горького он не расставался целыми днями.

Сначала репетировали трижды в неделю, потом ежедневно, по три-четыре часа. Расходились в полночь и шли — кто работать в ночную смену, кто готовиться к завтрашним урокам, кто просто торопился домой, где накопилось немало дел по хозяйству. Хочется упомянуть хотя бы некоторых энтузиастов того первого спектакля, от которо­го, как говорится, и пошел народный театр. Это кузнец стройуправления Рачителев и знакомый уже нам Романюк, которые несколько дней перед премьерой ходили да­же на работу в костюмах своих героев, чтобы естественнее выглядеть на сцене. Это студенты горного техникума Ко­шевой, Олейников, Медельянов, которым после ночных репетиций приходилось пробираться в свое общежитие че­рез окно (а сейчас это вполне солидные, взрослые люди). Это домохозяйки Фафурина и Пантюхина, продавец Чурбакова, учительница Сагайдарова (сейчас заслуженный учитель школы РСФСР и артистка народного театра), школьник Третьяк, ставший профессиональным артистом, и другие, всего 24 человека. Кружковцы были не только - способными актерами, это были прежде всего культурные, начитанные люди, хоро­шо владеющие литературным языком, свободно разбираю­щиеся в общественных и по­литических вопросах. Духов­ное богатство этих людей, жажда сделать свою жизнь творческой, насыщенной привели их в драматический коллектив и определили ус­пех спектакля.

И вот премьера! Самодеятельные актеры, многие из которых впервые видели свет рампы, волновались безмерно. Людмила Николаевна, сама взволнованная, подтруни­вала над страхами своих вос­питанников.

Уже после первого акта зрители долго и дружно апло­дировали, а в конце спектакля зал был взволнован не меньше исполнителей.

Спектакль «Егор Булычов и другие» сыграли десять раз. В то время участники драмколлектива были, навер­ное, самыми популярными людьми в городе. Их узнавали, приветствовали, спрашивали о планах на будущее.

— Будем ставить Островского! — сказала однажды Людмила Николаевна. — Завтра приглашаю на читку его пьесы «Праздничный сон — до обеда». Предупреждаю: будет весело!

После постановки комедии Островского было еще много спектаклей. Репертуар театра — это отражение идейной зрелости его коллектива, его художественных принципов. Он позволяет судить о творческих возможно­стях актеров. «Последние» Горького, «Разлом» Лаврене­ва, «Любовь Яровая» Тренева, «Домик на окраине» Арбу­зова, «Неравный бой» и «Перед ужином» Розова, «Бара­банщица» Салынского, «Стряпуха» Софронова, «Дип­ломат» Алешина — таков репертуар Александровского народного театра. Спектакль «Неравный бой» был отмечен дипломом 2 степени на Всероссийском конкурсе народ­ных театров и дипломом I степени на областном смотре.

Народные театры — высшая форма художественной самодеятельности. Они возникли как конкретный отклик на требование времени: сделать искусство составной ча­стью жизни нашего современника. Создавая творческие ценности, самодеятельные актеры выполняют прежде все­го общественную роль — активно воздействуют на зрите­ля искусством, воспитывают их эстетические вкусы.

После премьеры зритель обязательно снова посмотрит в программу и узнает, скажем, что бесстрашную Бара­банщицу Нилу Снежко играла продавец Л. Чубарова, что в роли матроса-большевика Годуна или дипломата Мак­симова или Шванди выступил учитель Г. Воронин... Теле­графистка А. Сабанина, партийный работник Н. Айтуганова, капитан милиции Н. Фомин, слесарь А. Пантюхин, работник межрайторга В. Окладников, учительница А. Добрыдина, студентка Т. Белецкая — все это имена актеров, полюбившихся александровцам. Некоторых из них мы увидели и на последних репетициях комедии Гольдони «Хозяйка гостиницы».

Нравится