В Сахалинской областной Думе (итоги 1-2 пленарного заседания)

 

Итоги первого пленарного заседания

10-й (весенней) сессии

10 января официально было объявлено днем открытия десятой (весенней) сессии областной Думы. По большому счету это завершающая сессия островного парламента нынешнего четвертого созыва. До выборов Думы следующего - пятого - созыва остается чуть более восьми месяцев, поэтому на освободившиеся в облдуме три места довыборов проводиться не будет. На первое пленарное заседание десятой сессии думские комитеты вынесли одиннадцать вопросов. Среди них - три закона, которые успешно были приняты в окончательном чтении. Это законы о внесении изменений в Приложения 1 - 20 к областному закону «О применении на территории Сахалинской области упрощенной системы налогообложения на основе патента» и в закон «О некоторых вопросах межбюджетных отношений в Сахалинской области».

Также законом принята областная целевая программа «Обеспечение доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры на 2008 - 2013 годы». Программа рассчитана на шесть лет, причем больше всего средств будет выделено в 2009 году. Всего же предусмотрено на финансирование программы более 40 млн. рублей из областного бюджета. А ее целями и задачами разработчики определили  создание условий для реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, повышение качество жизни, обеспечение их доступа к объектам инфраструктуры. Необходимость подготовки и реализации программы вызвана тем, что в области растет число инвалидов. Ежегодно таковыми признаются около 4000 человек. Во многом это связано с высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения на островах, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями, плохим обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, протезированием и санаторно-курортным лечением. Собственного же реабилитационного центра область не имеет. Поэтому программа предусматривает также подготовку проектно-сметной документации для строительства областного реабилитационного центра для инвалидов.

В первом чтении рассмотрено и принято три законопроекта. Одним из них - «О вопросах разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы» - определен порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления  соответствующих муниципальных образований администрации Сахалинской области и перечень документов, необходимых для принятия правового акта о разграничении имущества.

Концепция второго проекта закона - о внесении изменений в закон «Об управлении областной государственной собственностью» - была также поддержана думцами. А разработан он в связи с тем, что принятый еще в 1999 году аналогичный областной закон вступил в противоречие с действующим ныне федеральным законодательством, поэтому и потребовалось привести его в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.

Третьим принятым в первом чтении проектом закона стал закон «Об оплате труда работников государственных учреждений Сахалинской области».  Необходимость его разработки вызвана следующими обстоятельствами. Действующий до настоящего времени закон предусматривает тарифную сетку оплаты труда в госучреждениях области. Однако проведенный анализ показал, что в области насчитывается более 10,7 тысячи работников бюджетной сферы, которые получают заработную плату ниже величины прожиточного минимума. При этом в разрезе различных учреждений по разным отраслям у одних оплата труда производится, исходя из 1-4 разряда, а у других - по 5-7  разрядам. В оплате по одной и той же профессии, с одинаковым должностным окладом имеется значительная дифференциация в размерах заработной платы, достигающая 2-3 раз, а также диспропорция в оплате малоквалифицированных работников и работников профессий, требующих соответствующего образования.

Поскольку действующая тарифная система оплаты труда, даже при ее регулярной индексации, не обеспечивает доведение зарплаты до прожиточного минимума, не сокращает дифференциацию  в оплате и не избавляет от существующих перекосов в оплате труда, управлением по труду разработан вышеназванный проект закона.

В этот первый пленарный день сахалинские парламентарии приняли постановление о внесении в Госдуму в порядке законодательной инициативы проекта Федерального закона «О внесении изменения  в статью 19 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Одна из статей этого закона устанавливает, что лицензия на производство и оборот этилового спирта может быть аннулирована решением суда. Однако закон не ограничивает право нарушителя на повторное обращение за выдачей лицензии в лицензирующий орган. После вступления решения суда об аннулировании лицензии в законную силу юридиче-ское лицо вправе вновь обратиться в лицензирующий орган и через 30 дней после подачи заявления получить новую лицензию. Так, в Сахалинской области в 2006 году в судебном порядке было аннулировано 15 лицензий, в 2007 году - 38. Все юридические лица-нарушители в течение двух месяцев повторно получили новые лицензии.

Законопроект разработан с целью ограничить подачу заявления о выдаче лицензии сроком на 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения об аннулировании предыдущей лицензии.

Виолетта Румянцева, пресс-центр Сахалинской областной Думы.

 

Итоги второго пленарного заседания

Принято шесть областных законов

После обычных процедур по регистрации присутствующих депутатов и  утверждения повестки пленарного заседания облдума  первым делом рассмотрела кадровый вопрос, назначив своим постановлением  Я. Макееву «мировым судьей судебного участка № 1 по Александровск-Сахалинскому району на пятилетний срок полномочий». Затем до перерыва парламентарии приняли шесть областных законов. Это законы «Об оплате труда работников государственных учреждений Сахалинской области», «О вопросах разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы», «О заключении соглашений органами государственной власти Сахалинской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей», «О распоряжении земельными участками, госу- дарственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск» и два закона, которыми внесены изменения в законы «О перечне государственных должностей Сахалинской области» и «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области».

Радеющим за государство - государственный статус

В первом чтении принято четыре законопроекта. Среди них большой резонанс вызвал проект закона о лесопользовании в Сахалинской области, который разработан для реализации субъектом полномочий, определенных недавно принятым  Лесным кодексом РФ. Он призван установить на островах порядок и нормативы заготовки древесины для собственных нужд населения. Так, например, при заготовке древесины граждане должны соблюдать условия договора купли-продажи, не портить деревья, не подлежащие рубке, очищать места рубок от порубочных остатков и прочее. Для строительства индивидуального жилого дома законопроектом разрешается заготавливать до 100 кубометров один раз в 10 лет, для строительства хозяйственных построек - до 50 - раз в 5 лет. Для отопления одного индивидуального жилого дома предусматривается заготовка до 15 кубометров дров ежегодно во всех муниципальных образованиях области, исключая Охинский, Ногликский, Тымовский, Смирныховский, Курильский и Южно-Курильский районы. А всем перечисленным районам на эти цели отводится до 20 кубических метров дров.

Кроме этого проект закона о лесопользовании определяет порядок заготовки и сбора населением недревесных лесных ресурсов, лесных пищевых и лекарственных растений для собственных нужд, а также правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства, перечень исключительных случаев заготовки древесины. Согласно законопроекту сахалинцы и курильчане могут бесплатно, без оформления договоров купли-продажи, заготавливать лесные ягоды, орехи, грибы, папоротник, черемшу, березовый сок и разные пищевые и лекарственные ресурсы, но не имеют права делать это в предпринимательских целях. Бесплатно заготавливать для себя древесину смогут согласно будущему закону представители коренных малочисленных народов Севера, ведущие традиционный образ жизни на Сахалине. Обсуждение законопроекта заняло около часа, в течение которого основной докладчик, начальник областного департамента лесов и особо охраняемых природных территорий С.Котельников, отвечал на многочисленные вопросы парламентариев. При обсуждении постановления облдумы о принятии проекта закона в первом чтении, отмечая огромную роль лесных служб в деле охраны лесов, депутаты сделали протокольную запись, в которой предложили губернатору области рассмотреть возможность предоставления «статуса государственных служащих лицам, уполномоченным осуществлять государственный и лесной контроль и надзор в сфере лесопользования».

Противоречить закону - себе дороже

В первом чтении принят проект закона об изменениях в статью 29 Устава Сахалинской области. Изменения потребовались в связи вот с чем. Уставом области было предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий губернатора Сахалинской области исполнение его обязанностей осуществляется первым вице-губернатором. Если первый вице-губернатор не может исполнять временно возложенные на него обязанности губернатора, их осуществляет один из вице-губернаторов по согласованию с областной Думой. При этом кандидатуры вице-губернаторов в нее представляет областная администрация. Эта норма не противоречила федеральному законодательству при избрании главы региона всем населением островной области.

Однако после введения института наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по представлению Президента России губернатор области назначается Сахалинской областной Думой по представлению главы Российского государства. В результате статья 29 Устава области вступила в противоречие с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которым, в случае досрочного прекращения полномочий губернатора временно исполняющий обязанности губернатора назначается Президентом Российской Федерации. Таким образом, законопроект направлен на приведение Устава Сахалинской области в соответствие с федеральным законодательством.

Еще одним законопроектом в первом чтении вносится изменение в закон об административных правонарушениях в Сахалинской области, которое признает статью 5 закона (о привлечении к административной ответственности должно-стных лиц за неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан органами местного самоуправления) утратившей силу. Теперь этот вопрос регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Пусть разъяснят, если не правы

Поскольку право толкования федеральных законов принадлежит только Конституционному Суду РФ, Сахалинская областная Дума приняла постановление о запросе в Конституционный Суд РФ, в котором просит проверить конституционность некоторых положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». По мнению областных парламентариев, отнесение вопросов противодействия терроризму и экстремизму к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ и наделение в связи с этим органов госвласти регионов России соответствующими полномочиями в указанной сфере, в том числе полномочиями по финансированию за счет средств региональных бюджетов мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма и минимизации их последствий, противоречат Конституции РФ и нормам международного права.

Зарегистрирована третья фракция в облдуме

Постановлением облдумы депутаты внесли изменения в свой Регламент, и теперь численность депутатской фракции может составлять «не менее двух депутатов», а не трех, как это было ранее. В результате такого изменения в областной Думе была зарегистрирована еще одна депутатская фракция. Теперь помимо «Единой России» и «КПРФ» в облдуме появилась третья фракция - «Справедливая Россия». В нее вошли депутаты Сергей Седов и Виктор Долгих.

В этот день в рамках пленарного заседания прошел также «час администрации», на котором депутаты заслушали вопрос лекарственного обеспечения региональных льготников. В конце пленарного заседания была принята программа законодательной работы облдумы на 2008 год.

Виолетта Румянцева, пресс-центр Сахалинской областной Думы.

Нравится