Мои предки - каторжане

Taiohara's picture

 

Хочу в дневнике рассказать историю своей семьи. Сразу предупрежу — история длинная. Начну потихоньку. Кому не понравиться — просто не читайте.

 

Я коренная сахалинка. На Сахалине родилась я, моя мама, моя бабушка, прабабушка попала на остров в 4 летнем возрасте. Когда-то в 1888 году на Сахалин пришла этапом её мать -моя прапрабабка- Анна Филипповна Цветкова.

 

О том, как «дошла она до жизни такой» рассказывают смутные и запутанные семейные предания, да редкие сохранившиеся документы.

 

В семье рассказывали, что была она выдана за старого да нелюбимого, чуть ли не за осетинского князя, которого по-глупости отравила. Была лишена всех прав состояния и отправлена на заводы в Сибирь. Ещё в Самарской (по другой версии - Бутырской) тюрьме у неё родилась от него дочь — Ирина (будущая моя прабабушка). Анну Филипповну (так звали прапрабабку) почему-то забыли оставить в Сибири и погнали дальше на Сахалин. Из всех детей в партии выжила только Ирина.

Как я уже говорила, на Сахалин она прибыла в 1888 году . И вот тут случается какая-то странность — по приезду её сразу , не просто отдают в сожительницы достойному поселенцу, а венчают (!!!) с ним в церкви (что, не обычно, так как находящихся под наказанием не венчали). И свидетелями со стороны невесты почему-то выступают местные дворяне (что тоже не обычно). Привожу документ — запись в церковной книге:

 

выписка из метрической книги Александровской тюремной церкви -

13 января 1888 г. – Брак поселенца Александровского округа Иоанна Павлова Шубского, православного вероисповедания, вторым браком, 37 лет, с каторжной Александровской тюрьмы, Анной Филипповой Цветковой, «присоединенной к православию из Австрийской страрообрядческой секты», вторым браком, 22 лет.

Поручители: по жениху – крестьянин Сергей Павлов Ларионов и поселенец Платон Евлампиев Елизаров.

По невесте: потомственный дворянин Владимир Александров Басов и надворный советник и кавалер Николай Иоаннов Козьмин.

Таинство совершал священник Георгий Сальников.

(ГАСО. Ф.23-и. Оп.2. Д.13. Л.115об. – 116.)

 

Открытием для меня стало, после ознакомления с документом, и то, что Анна была старообрядкой.

Австрийская старообрядческая церковь ещё называлась Белокриницкой или «поповской». Не вдаваясь в подробности истории русской старообрядческой церкви, объясню что, чтобы иметь рукоположенных священников, старообрядцам пришлось «зарегистрировать» церковь на территории Австро-Венгрии.

 

Нашла я запись о них и в переписи Чехова (правда почему-то там пропущена и не записана Ирина):

под № 750 в Александровском посту записан Иван Павлов Шубский- крестьянин из ссыльных , хозяин, 48 лет (т.е. 1842 года рождения). Записан как православный. Пришёл с Черниговской волости в 1880 году. Писарь. Грамотен. Женат на Сахалине. Получает от казны денежное довольствие.

Под № 751 Анна Фёдоровна Шубская (Цветкова). Жена. 26 лет (т.е. 1864 г.р.) Записана как православная. Из Самарского уезда. Осуждена в 1886. Грамотная. Выдана замуж на Сахалине. Получает от казны денежное довольствие.

 

Записаны так же двое сыновей 5лет и 3х месяцев — Сергей и Николай.

Почему не записана Ирина, которой на тот момент было 4 или 5 лет — не понятно?

 

Может быть опрашивался Шубский и на вопрос: укажи своих детей — он и указал только своих? Сейчас можно только гадать, как это произошло.

 

И в отчестве у Анны тоже ошибка.

 

 

Нашлись сведения об Анне Филипповне и в Ведомости справок о судимости издания Министерства юстиции

В записи под номером 17854 значится: Цветкова Анна Филиппова мещанка г. Николаевска (торгов.), 20 лет. Родилась в Вольском уезде в селе Усовка; приговорена Самарским Окружным Судом по 1451 статье Уложение в каторжные работы на завод на 8 лет. Исполнено 30 октября 1884 г.

Что удалось узнать об указанных в Ведомости населенных пунктах Николаевске и Усовке? Это два места сосредоточения раскольников.

Сначала об Усовке — месте рождения Анны.

Село лежит на правом берегу Волги в месте слияния с Волгой реки Терёшки.

Это знаменитые волжские «горы» о которых ещё писал Мельников-Печёрский, посвятивший им роман, который так и называется «На горах».

Особенно знамениты Змеёвые горы. Происхождение этого названия описано в "Историко-статистическом описании селений Вольского уезда Саратовской губернии", изданном в 1890 году: "Горы эти имеют дугообразное направление, с лицевой стороны, прилегающей к Волге, круты, вершина их безлесна. Против этих гор тянется весьма длинный, широкий остров, который в половодье затопляется. По случаю дугообразного расположения гор и лежащего против них острова волжские воды ударяются о берега их с шумом, или, как говорят, имеют здесь прибой. Этот шум любят живущие на Змеёвых горах змеи, которые в прежнее время водились в них в гораздо большем количестве, чем теперь. Крестьяне рассказывают, что в старину на этих горах обитал огромный многоглавый змей, собиравший дань с жителей девицами, которых он поедал. От существования змей на Змеёвых горах эти горы получили свое название."

Легенды легендами, но в музее Николаевска (теперь это город Пугачёв) есть сохранившиеся скелеты ихтиозавров.

  Усовку, как одно из красивых мест и сегодня посещают круизные волжские теплоходы, когда после Вольска останавливаются на "зеленую" стоянку.  Туристические лайнеры заходят туда либо утром, при движении вниз, либо ближе к вечеру, если поднимаются вверх (при обычных программах круизов).

Село появилось примерно в 1710 году. Земли по правому берегу Терешки в первой четверти восемнадцатого века, были куплены грузинским царевичем Георгием Вахтанговичем за «пятьдесят рублей и красивые онучи». Такая фантастическая дешевизна объясняется тем, что в первой четверти XVIII века положение в Поволжье было нестабильным из-за больших разбойничьих шаек. Георгий Вахтангович сделал клич, приглашая желающих селиться на этой его земле; народу собралось немало. Пришли крестьяне из Муромского уезда, из села Белково, из деревень Кошкиной и Рогачевой, старообрядцы, беглые люди
Императрица Екатерина II, пытаясь обезопасить границы юго-востока страны, издала указ 4 декабря 1762 года, которым разрешалось всем старообрядцам, бежавшим в конце ХVII — начале ХVIII веков за границу, вернуться на родину и занимать свободные земли по левому берегу Волги. Им было позволено записываться в любое податное сословие — купцы, мещане, крестьяне.

Большая часть состоятельных старообрядцев пишется мещанами или крестьянами, т.к. запись в купеческое сословие невозможна или затруднена.

Во время переписи 1717 -1718 гг. в Усовке уже было поселение в 181 человек - это уже немало, но дворов было всего 10 крестьянских и 3 помещичьих. Разгадка здесь простая: налоги платили не с души, а со двора. Вот поэтому и не дробились семьи.

В 1760—1770 гг. Усовка «угодила» к генералу Ф. Апраксину, а затем, в виде приданого за дочерью, перешла к князю А. Г. Щербатову.

Крестьяне Усовской вотчины, исключая дворовых, не знали барщины: они были на оброке - шесть рублей с души. Немалые деньги, но уплатив оброк, крепостной считался уже свободным от воли помещика и вел хозяйство по своему усмотрению. Так что тяжелого бремени барского гнета крестьяне здешних мест не знали, самого барина вовсе не видели. Руководил ими поверенный помещик.

На начало XIX века хлебопашество стало уже основным занятием населения вотчины, скотоводство отошло на второй план, даже рыболовство ему уступало, хотя в селе Усовка рыбачили, а охота превратилась скорее в увлечение. Из ремесел распространено было ткачество. Ткали из конопли и льна, но ткачество не носило товарного характера.

К этому времени (к началу 19 века) село Усовка известно как, «село приволжское, богатое, большое и раскольническое»

Одной из многих достопримечательностей этого села является родник Белый ключ. Уже несколько веков ходят об этот источнике легенды...

например: давным – давно возле родника нашли икону Божьей Матери. Крестьяне принесли ее в Усовскую церковь, однако на другой день икона из церкви чудесным образом исчезла и объявилась снова возле родника. Ее подобрали и снова отнесли в церковь. История повторилась. Тогда люди поняли, что место иконы – рядом с родником и построили для нее маленькую часовню. Говорят, что был рядом с родником и здоровенный замшелый камень, на котором была выбита древняя молитва, с которой воду из родника полагалось пить. Так и жили там люди – с молитвой и со своей чудесной водой. За водой к роднику из ближних и дальних мест приезжали люди. Говорили, что аж из Прибалтики ходили водяные обозы.

Потом была революция… разрушили, церковь и часовню. Но, говорят, что старики собрались однажды ночью и тайно закопали молитвенный камень. До сих пор неизвестно где. На месте церкви и из ее кирпичей построили школу. Позже школа сгорела, и в пожаре был покалечен и едва не сгорел ее директор. Директор этот и сейчас жив, здравствует в Усовке, про пожар самолично рассказывал, так что это, увы, уже не легенда. В 90-е годы возле родника построили новую часовенку. Построила не Церковь, тогда приход еще не был восстановлен – говорят, что экологи. Часовенка получилась темненькая, стоит не по церковным канонам, но – СТОИТ. И принесли в нее люди бумажную икону Николая-Угодника, еще несколько икон, зажигают свечи, иногда – перекрестятся, а иногда – просто помолчат… Народу возле родника всегда много. Проезжающие дачники заезжают набрать водички, она стоит долго, не портится, из Саратова приезжают иногда с громадными баками… Говорят, что возле родника на Крещенье – настоящее столпотворение, отец Никита, настоятель Елшанской церкви служит возле родника Господу. А в купальню ныряет и стар и млад...

Кстати, по анализу природоохранных служб местная вода — одна из чистейших в России, ее можно сравнить по чистоте с дивеевскими родниками. Работы по обустройству источника с купальней и строительство часовни начали прихожане елшанского храма во имя новомучеников и исповедников Российских. 26 сентября 2005 часовню увенчал деревянный купол с крестом, выполненный в древней новгородской архитектурной традиции.

Не менее интересной оказалась история и города Николаевска, куда Анна Филипповна была отдана замуж.

Николаевск

 

уездный город Самарской губернии, на реке Иргиз, переименован в 1835 г. из села Мечетного, основанного в 1782 г. раскольниками, переселившимися из Польши (так называемые «ветковские раскольники»). До 1850 г. принадлежал к Саратовской губернии.

Начало колонизации оседло-земледельческим населением здесь положено раскольническими общинами, вследствие указов 1716, 1718, 1727 и 1762 гг. явились здесь «по р. Волге до устья р. Иргиза и вверх по Иргизу, из коих по р. Иргизу один из указов упоминает уже поселившимися более 1000 человек раскольников».

Главными центрами их религиозной деятельности были основанные ими 3

мужских и 2 женских монастыря, куда вскоре стали стекаться последователи и

других раскольнических сект. Иргизские монахи и их прозелиты из богатых

привлекали к себе людей не столько путем пропаганды своего вероучения,

сколько примерами благотворительности на пользу «сирот». При своих домах

они устраивали приюты для бесприютных и содержали их на свой счет, выкупали пленных русских у кочевой орды и помещичьих крестьян, укрывали на своих хуторах беглых и преступников.

Так как поселенцы скитов и монастырей были истые земледельцы, то, само собой разумеется, их влияние на окрестное население в истории развития земледельческой культуры не могло не оказаться плодотворным. По словам современников «под необыкновенным влиянием, которое имели иргизские монастыри на уральских раскольников-казаков, последние научились от иргизских раскольников хлебопашеству и разведению лучших сортов пшеницы» . В этом именно и заключалась притягательная сила Иргизских раскольничьих общин.

Правительство не раз пыталось разыскивать среди них и преследовать беглецов и преступников, но раскольники и монахи умели всегда скрыть их у себя в землянках по крутым берегам р. Иргиза или в крайнем случае – спроваживать их «по сиротской дороге» в сырты к уральским казакам и далее в Сибирь, чему казаки были и рады; бродяги нужны были казакам как рабочие руки. Гроза минует – и «сироты» опять возвращались на свои прежние места.

Надо сказать, что разбойники здесь жили исстари - ещё в XVII-первой половине XVIII века они здесь на Иргизе скрывались от гнева государства и частенько совершали набеги на волжские торговые караваны, благо Иргиз впадал в Волгу, и добраться до разбойничьей кормилицы не составляло труда. Особенно прославились иргизские атаманы Треня Ус и Максим Дутая Нога.

 Так что раскольники поселились на местах, можно сказать, обжитых. В этом глухом краю непримиримые к официальным церковным властям ревнители древнего благочестия первое время ощущали себя полными хозяевами.

Первым раскольником, облюбовавшим уединенное место недалеко от села Криволучье, стал монах Аврамий. По одним сведениям, он был родом из простых крестьян Казанской губернии, по другим – самарский казак, бежавший на Ветку (центр старообрядчества до 60-х годов XVIII века: тогда – территория Польши, теперь – Беларуси), а после Указа Екатерины II 1762 года пришедший на Иргиз вместе с двенадцатью товарищами. К тому времени по берегам этой извилистой и по весне полноводной реки уже успели расселиться немногочисленные группы старообрядцев. Авраамий занял в тридцати верстах от Волги так называемый Медвежий Гай – образованный Иргизом и Монастырским озером возвышенный полуостров, покрытый густым дубовым, вязовым и осокоревым лесом. Иноки жили в землянках, вырытых на скорую руку в лесной глуши, вели строгую аскетическую жизнь, чем снискали почтенное уважение окрестных раскольников. Миряне приходили в Аврамиев скит к старцу за поучением и объяснением правил отшельнической жизни, а некоторые просили, чтобы он или окрестил младенца, или благословил молодых, или совершил еще какой-либо присущий староверам духовный обряд.

Связана с Иргизом и история Емельяна Пугачева. И вот каким образом:

Летом 1772 года на Добрянском форпосте русско- польской границы, так же, как в 1764 году основатели слобо­ды Мечетной, получил паспорт беглый донской казак Емельян Иванович Пугачев. Вот что говорилось в этом паспорте:

Объявитель сего, вышед­ший из Польши и явившийся собой при Добрянском форпо­сте, веры раскольнической,

Емельян. Иванов сын, Пуга­чев, по желанию его для жи­тья определен в Казанскую губернию, в Симбирскую провинцию, к реке Иргизу, которому по тракту чинить свободный пропуск, обид, налог и притеснений не чинить и давать квартиры по указам, а по прибытии ему с сим паспортом Казанской губернии в Симбирскую провинциальную канцелярию… А приметами он: волосы на голове темно русые и борода черная с сединой, от золотухи на левом виску шрам…; росту 2 аршина 4 вершка с половиной, от роду 40 лет. При оном кроме обыкновенного одеяния и обуви никаких вещей не имеется. Чего в верность дан. сей от главного Добрянского форпостного правления за подписанием руки и с приложением печати моей. В благополучном месте 1772 года. Августа 12. Майор Мельников, пограничный лекарь Андрей Томашевский и каптенармус Никифор Баранов”.

К началу ноября Пугачев добрался до Малыковки и упросил правителя волости разрешить ему побывать в Мечетной прежде, чем явиться в Симбирск. Пугачев отправился на Иргиз, разыскал здесь Филаретов скит, назвался старообрядцем и передал настоятелю скита Филарету поклон от добрянского купца Кожевникова. Филарет принял Пугачева ласково. Позже следственная комиссия установила, что Филарет был “первым наставником Пугачева”.

Начальник сего раскольнического скита…, по имени Филарет называющийся, – говорится в “выписке из Оренбургской секретной комиссии об Емельяне Пугачеве”, – забыв строгое прощение указами им предписанное, чтоб отнюдь никого на самое краткое время без объявления в Присутственном Месте к себе не принимать, принял сего злодея в свой скит подвидом странноприимства”. Три дня прожил Пугачев у Филарета. С ним и другими иргизскими раскольниками он обсуждал положение яицких (уральских) казаков, которые впоследствии первыми поддержали Е. Пугачева. Ему хотелось скорее побывать среди них, и вместе с Филаретом он за пуд меду получил разрешение от правителя Малыковской волости не ездить в Симбирск. “Я обратно с тем Филаретом к нему в монастырь приехал, – читаем в показаниях Пугачева,  а на другой день поехал в Мечетную слободу для житья, ибо в монастыре, хотя я раскольником уже назывался, жить было непристойно”.

В Мечетной слободе Пугачев остановился у крестьянина Степана Васильевича Косова, старожила этой слободы. Е.И. Пугачев стал кумом Косову, приняв участие в крещении его ребенка. Живя в Мечетной, Пугачев искал случая попасть на Яик к казакам, часто бывал у Филарета, встречался с беглыми крестьянами.

3 то время в народе носился слух, что царь Петр III не убит, а ждет удобного момента вернуться на царство. Крепостные верили, что дворяне преследуют его за то, что он хотел облегчить участь крестьян, а раскольники считали его покровителем “старой веры”. Именно здесь, в Мечетной слободе, в окружении раскольников, беглых крестьян и других недовольных, протестующих элементов общества окончательно оформились у Пугачева мятежные замыслы. Именно здесь, в разговорах с иргизскими староверами, созрело у него решение принять имя царя Петра III, поднять восстание яицких казаков, встав во главе его.

Местные раскольники не только одобрили этот замысел, но и помогли Пугачеву. Ему дали денег, и Емельян Иванович под видом купца, якобы за покупкой рыбы, поехал в яицкий городок. Отправился он с тестем своего кума Косова – Семеном Филипповым, который повез хлеб.

По пути, да и в Яицком городке, где Пугачев провел неделю, он завязывал связи, а одному казаку объявил, что он и есть Петр III. Филиппов испугался последствий и выдал Пугачева властям, но тому удалось сбежать из Казанской тюрьмы. Его искали на Иргизе, а он скрывался в Таловом Умете, на реке Таловке, притоке Камелика. А вскоре начал деятельную подготовку восстания. Казаки попросили “царя” написать указ и список вещей, но неграмотный Пугачев оказался беспомощным. Тогда он отправился за грамотными помощниками на Иргиз, заехал сначала в Исакиев скит (ныне там находится пансионат “Пугачевский”), сообщил о появлении царя Петра III, но грамотного человека не нашел. По пути в Филаретов скит Пугачев заехал к Косову, но кум тут же побежал к начальству. “Царю” пришлось скакать в Пахомиев скит, где, спасаясь от погони, он переплыл Иргиз и из леса наблюдал, за обыском в монастыре. Его не нашли.

А вскоре, 18 сентября 1773 года, началось восстание походом на яицкий городок (ныне Уральск).

(Подробнее о Пугачёве http://vip-volga.narod.ru/pugachev/pugachev.html)


В конце XVIII века настоятелем Нижне-Воскресенского монастыря на Иргизе стал Прохор. Начало его деятельности, как главы, совпало с восхождением на престол Павла I, который лично был благорасположен к Прохору. Рассказывали, что последний был сыном богатого Вольского купца, обладал значительными богатствами и якобы нередко ссужал деньгами наследника престола, который получал от своей матушки-императрицы очень незначительное содержание. Павел, став императором, не мог не отблагодарить своего бескорыстного кредитора.

Впрочем, загадочная личность Прохора порождала среди раскольников и много других слухов. Одни говорили, что он был сыном не простого купца, а грузинского царя, другие уверяли, что он сын самой Екатерины II.

Благорасположение Павла I проявилось в том, что в 1797 году он отправил в иргизские монастыри своего ближайшего вельможу, действительного статского советника Рунича, в качестве посла. Благодарные монахи послали императору письмо-заверение в верноподданичестве его величеству. А вскоре последовал Высочайший указ, освобождающий иргизских монахов от рекрутской повинности. Тем самым беглому монашеству на Иргизе была оказана правительственная поддержка.

Чуть позже Прохор добился того, что земли, занятые монастырями, были выделены в особую часть при начатом генеральном размежевании земель в Саратовской губернии и отданы монастырям в вечное владение. Это распоряжение после смерти Павла подтвердил и Александр I. Это указание было важно для всего раскола не только из материальных выгод, но и в нравственном смысле как признание за иргизскими монастырями такого же права на существование, какое имели монастыри никонианские.

 

Наступила пора самого блестящего процветания раскольничьего Иргиза. Всего монастырей было пять: два мужских и два женских – вокруг слободы Мечетной и у озера Калач, и один – мужской, Нижне-Воскресенский – у Криволучья и озера Монастырское.

 

В окружении пяти раскольничьих монастырей росла и богатела слобода Мечетная, основанная старообрядцами в 1763 году. Первый Указной лист был выдан Саратовской воеводской канцелярией на несколько переселенцев. Существует предание, что первые жители слободы еще застали здесь развалины золотоордынской мечети, что и послужило поводом к наименованию слободы Мечетной. Слобода в ту пору представляла собой одну улицу. По переписи 1765 года в ней числилось 264 души мужского пола. Постепенно Мечетная слобода росла. Выделились богатые семьи, которые вели хлебную торговлю.

Иргиз быстро стал для раскольников такой же святыней, как Афон для православных. Сюда, в “Царство иноков”, по выражению раскольников, шли и шли паломники, чтобы не только насладиться благолепием храмов, но и послушать ангелоподобное пение. Здесь же, как на месте, указанном сами Богом, по уверению иргизских монахов, хранились нетленные мощи святых отцов Исакия и Асафа, от которых больные получали исцеление. Но что особенно было важно для старообрядцев, так это то, что на Иргизе, даже в самое трудное для раскола время, никогда не оскудевало “священство”: отовсюду сюда стекались беглые православные священники. Однако бурный расцвет иргизских монастырей способствовал их не менее бурному падению. 

Первым, кто всерьез занялся Иргизом, стал саратовский губернатор князь Голицын. В 1828 году он со свитой отправился с инспекцией по монастырям. Самой ближней была Нижне-Воскресенская обитель. В ней-то губернатор и сделал остановку. Он объявил инокам высочайшую волю императора о присоединении старообрядческих монастырей к единоверию. Как ни хотелось монахам ослушаться, они были буквально приперты к стенке. Нижне-воскресенцы прекрасно понимали, что властям достать до них легче легкого, потому что их монастырь был ближе остальных. И им пришлось согласиться с “предложением” князя Голицына и подписать необходимые бумаги. Тем самым они навлекли на себя гнев других монастырей и старообрядцев соседних поселений. Как писал впоследствии Голицын, “в стекшемся народе из соседственных селений, Мечетного и Криволучья, приметен был дух беспокойства и даже буйства, по случаю тому, что им было известно соглашение иргизских настоятелей к принятию единоверческой церкви”.

Особенно активными были крестьяне села Криволучье Починков и Демихин, у которых тайно собирались сходки для того, чтобы возмутить других удельных крестьян. Но все старания сохранить веру были напрасны.

 

Чтобы окончательно добить в иргизской коммуне всякую возможность снова подняться на ноги, велено было всю молодежь, годную к военной службе, отдать в солдаты, негодных сослать на поселение, а мальчиков записать в военные кантонисты (“солдатские сыновья”).

На Иргиз был командирован чиновник особых поручений Полонский, который должен был оформить передачу монастырей в ведомство губернского начальства, что и сделали (не без хитрости) за один месяц. Однако окончательное уничтожение иргизских монастырей произошло позже. Старообрядцы сопротивлялись как могли. В народе появились фальшивые указы о дозволении строительства раскольничьих часовен и беспрепятственного отправления в них богослужений по старой вере. На этом указе раскольники построили целую систему пропаганды и противодействия миссионерам – проповедникам православия и единоверия. Пропагандистов секли розгами, сажали в острог, ссылали, но вместо них появлялись новые, и Поволжье бурлило непереставаемыми смутами.

С помощью военной силы губернатор Голицын сумел обратить часть иргизских старообрядцев в единоверие. Однако монахинь убедить не удалось, и женские монастыри были разогнаны.

В марте 1837 года эстафеты принесли саратовскому губернатору известие, что 27 тысяч раскольников готовятся к бунту. Из Петербурга пришла бумага “действовать силой с употреблением воинских команд”. В Николаев прибыли две артиллерийские команды из Хвалынска и Вольска и две вооруженные роты местных войск из Саратова. Оттуда вся эта армия отправилась в Верхне-Преображенский монастырь. Там их встретило около 20 тысяч женщин и детей. Сами иноки отсиживались в монастырях. Вместо пуль на собравшихся пустили воду из пожарных труб. Все смешалось. Старообрядцы обратились в бегство. Сопротивляться решились немногие. Наиболее упорных, более 1700 человек, связали и отвезли в Николаев. За несколько часов все было кончено. Раскольники вынуждены были покориться.

Но и этот погром не стал решающим. Верхние иргизские, мужской и женский, монастыри просуществовали как старообрядческие еще четыре года. “Солнце православия” закатилось 28 мая 1841 года, когда очередной саратовский губернатор Фадеев, войдя в монастыри вместе с чиновниками и войсками якобы для переговоров, обманом завел всех иноков в церковь и объявил их единоверцами. А чтобы старообрядческая святыня потеряла всю свою прежнюю святость, саратовский архимандрит Платон на глазах изумленных раскольников окропил церковь святой водой.

Мечетная слобода была переименована в город Николаевск, который в 1835 году, получив новый статус, стал уездным центром.

Но вернёмся к моей прапрабабке. Ко времени замужества Анны Филипповны Николаевск стал одним из крупнейших городов Самарской губерни.

Вот что писали в справочниках того времени:

НИКОЛАЕВСК

Уездный город, на луговой стороне р. Волги (в 72 вер. от берега), на правом берегу р. Иргиза. Отстоит в 165 вер. от губернского города.

Жителей в Николаевске, по сведениям губернского статистического комитета за 1861 год (т.е. за 5 лет до рождения Анны Филипповны), считалось всего 3.309 муж., 3.502 жен., 6.811 об. пола; в том числе: дворян потомственных 11 муж., 10 жен., личных 26 муж., 21 жен., духовенства православного и магометанского 24 муж., 19 жен., купцов 1.210 муж., 1.330 жен., мещан 1.800 муж., 1.859 жен., крестьян государственных 35 муж., 25 жен., удельных 2 муж., 3 жен., временно-обязанных 35 муж, 38 жен., бывших дворовых людей 7 муж., 5 жен., состоящих на службе воинских чинов и их семейств 107 муж., 74 жен., бессрочно-отпускных 20 муж., 11 жен., отставных нижних чинов, солдатских жен и дочерей 24 муж., 107 жен., солдатских сыновней и кантонистов 8.

(Т.е. основное население состояло из купцов — учитывать надо и то, что большое количество старообрядческих купцов были записаны мещанами, т.к. были сложности с записями в купеческое сословие)

Николаевск, составляя поселение более земледельческое, чем торгово-промышленное, кроме мелочного лавочного торга, производит торговлю хлебом в зерне и скотом. Первая находится в руках немногих капиталистов, скупающих хлеб от производителей. Немаловажна также торговля красными и мелочными товарами, которые развозятся здешними промышленниками по ярмаркам и сельским базарам обширного николаевского узда.

Ярмарок три в году: средопостная - на 3-й неделя великого поста, - вознесенская и Спасская с 1 по 7 августа; все шестидневные. Главный торг на этих ярмарках, общий оборот которых по продаже бывает до 45 тыс. руб., производится лошадьми, рогатым скотом и хлебом.

Базары бывают два раза в неделю, по вторникам и пятницам.

Хлебопашество и скотоводство составляют или единственное, или преимущественное занятие почти всех жителей города, в том числе и большой части купечества. Сверх городских земель, три пятых которых заняты под посевы, снимаются участки казенные и частных владельцев.

Вот в такой город была отдана замуж Анна. Пока не подтверждается легенда о муже-осетине. Надо сказать, что она упорна повторяется из-за внешнего сходства с «лицами кавказской национальности» моей бабушки Елизаветы Ильиничны — внучки Анны Филипповны. Так как муж её дочери блондин из Вологодской губерни, то «кавказскую кровь» приходится искать в этой линии. Пока в этих поисках одни вопросы: сложно себе представить кавказца с фамилией Цветков, да ещё старообрядческой веры. Правда в истории села Усовка мелькает грузинский царевич, может не случайно? Кровь иногда передаётся спустя несколько поколений (яркий пример у Пушкина). Можно так же предположить, что если Цветков из казачества (а такая фамилия у казаков есть), могла подмешаться кровь через жентьбу на горянках.

Сложность в поисках ещё и потому, что старообрядцы в «государственных» церквях не крестились и не венчались, а потому с поиском по метрическим книгам проблемы.

Интересным человеком мне показался и Иван Шубский — поселенец, за которого выдали Анну Филипповну. Был он штундистом из Черниговской губерни.

Шту?нда (Штундизм) (от нем. Stunde — час, для чтения и толкования Библии) — христианское движение протестантской направленности, получившее распространение в России в XIX веке в среде немецких колонистов, а также части населения южнорусских губерний.

Штундисты подвергались не только притеснению со стороны своих бывших церквей, но и судебному преследованию, как сектанты.

Сохранилось запись большой его проповеди, которую он «толкнул» на пароходе в Индийском океане, плывя на каторгу.

Приведу проповедь полностью — если будет скучновато её читать, просто пропустите её.

Объяснение о штундизме ссылоно-каторжного.

[Изложение основ евангельской веры, сделанное в апреле 1880 г. ссыльно-каторжным штундистом Иваном Шубским, находившимся на крейсере "Нижний Новгород" в Индийском океане. Систематичность и структурированность изложения позволила поместить его в один раздел с вероучительными документами]:

* * *

Штундизм! Эту секту приняли в Херсонской губенрнии от немцев, которые живут там колониями, поэтому и называют штундизмом от немецкого слова штунде - час.

Немцы собирались в один из домов своих, на определенное часами время, для общественного чтения Священного Писания и пения псалмов. Но правильное название этой секты анабаптизм, потому, что эта секта получила свое начало от анабаптистов. Учение свое они согласовали с Священной книгой - Евангелием, а о чем не упомянуто в эевангелии, того решились не принимать, основываясь на словах, что мы не должны поступать по учениям человеческим, а по словам, которые дал нам Господь Наш Иисус Христос. Каковая секта и по Киевской Губернии распространяется.

Вот наше понятие о Боге исповедуемой нами секты:

1)О Боге мы имеем понятие, что Бог есть Дух всеблагий, вседобродетельный, и что Он сотворил небо и землю, и следы Его творения видны на каждой твари.

2)О Сыне Божием мы имеем понятие такое когда праотцы наши Адам и Ева согрешили, Бог обещал послать на землю Искупителя, который избавит от грехов людей, для этого, когда настало время Божественного учения на земле, Бог отец послал на землю часть Своего Божественного Духа, чтобы Он принял на земле плоть человеческую и проповедовал бы людям покаяние.

3)О Духе Святом мы имеем такое понятие что Пророки Пророчествовали и Апостолы проповедовали по внушению Духа Святого, и Дух Святой сошел на Апостолов в виде огненных языков.

4)О духовных наставлениях и учителях мы понимаем, как говорит Евангелие от Матфея: вы не называйтесь учителями, ибо один у Вас Учитель Христос, все же вы братья, и отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах, и не называйте наставниками никого, ибо один у вас Наставник Христос.

Гл.23,ст.8,9 и 10.

5)Церквей или храмов мы не признаем, на основании Деян. Апостолов, где говорится Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет, и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем либо нужду. Сам дая всему жизнь и дыхание и все.

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию. И так мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Юожество подобно золоту или серебру или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.

Гл.17, ст.24,25,26, и 29.

6)Не поклоняемся мы иконам, согласно 2-й заповеди и на основании Евангелия от Иоанна, где говорится: Бога не видел никто никогда, Единородный Сын сущий в недре Отчем, Он явил.

Гл.1, ст.18

Поэтому и изобразить лица Божия никто не может.

7)О кресте мы понимаем, как сказано в Евангелии от Матфея: кто не берет креста своего и не следует за мною, тот не достоин Меня. Под видом этого креста, мы понимаем не из материала сделанный крест, а иго, которое нес на Себе Господь наш Иисус Христос.

Гл.10, ст.38 и гл.11, ст.2,29 и 30.

А о рукомашном кресте говорится в Откровении Иоанна Богослова.

Гл.13, ст.16 и 17 и гл.14, ст.9

8)О молитве мы понимаем, как сказано в Евангелии от Матфея: когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улице останавливаться и молиться, чтобы показаться перед людьми, истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Молитесь же так: Отче наш Сущий на небесах! Да святится имя Твое (т так дальше) Гл.6, ст.5,7,9,10,11,12 и 13.

Еще Апостол Павел говорит в первом послании к Коринфянам: что же делать? Стану молится духом, стану молится умом, буду петь духом, буду петь и умом. Гл.14-15.

9)Таин мы никаких не признаем, потому, что с пришествием Иисуса Христа на землю и воскресением Его из мертвых, все тайны раскрыты.

10)Таинство крещения мы признаем не как таинство, а как Священный обряд, совершаемый над неверующим, как о наименовании того дня, в который неверующий поступает в разряд верующих, как говорит Иисус Христос в Евангелии от Иоанна: кто не родится от воды и духа, не может войти в Царство Божие. Гл.3,ст.1,2,3,4,5,6 и 7, потому что Иоанн крестил водою, а Иисус Христос Духом Святым и огнем (изречение Иоанна Крестителя) от Матф. Гл.3-11. От воды мы все рождаемся, а от Духа рождаются только те, кто исполняет слова Божии. Поэтому мы не водой должны креститься, а Духом Святым. А чтобы иметь у себя Духа Святого, надо так посткпать, как говорит Евангелие.

11)Таинство брака тоже не признаем за таинство, а за Священный обряд, в котором жених и невеста с обоюдного согласия, благословляются старцем и клянутся в верности друг другу до гроба жизни, пред Богом и пред народом. За неимением у меня Библии, я не могу указать того стиха и главы, в которой сказано о браке Исаака и Ревекки.

12)Причащения то же не признаем за таинство, а как Священный обряд. Обряд этот совершается в чистый четверток, где верующие едят хлеб, запивая его вином. О чем сам Христос научает нас в Ев. от Луки Гл.22, ст.19 и 20.

13)Святых мы не признаем на основании Евангелия Матфея, где говорится: и вот некто подошедши сказал ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь меня благим! Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Гл.19,ст.16 и 17. И когда Павел доказывал нетление Иисуса Христа о вознесении Его с телом на небо, Деян. Апост. гл.3,ст.34,35,36, и 37, то сослался на псалом 15 ст.10. Пророка Давида, где говорится: не дам святому твоему увидеть тления. Далее поясняет Апостол Павел: Давид раб Божий увидел тление, но Христос не увидел тления. Поэтому все прочие тела тленны, короме пречистого Тела Иисуса Христа. Почему мы не признаем их святыми и не можем поклоняться их изображению, и просить их ходатайствовать за наши грехи пред Богом.

14)Для общественного чтения Священного Писания и пения псалмов собираются в один из наших домов, согласно Евангелию от Матфея: ибо где двое или трое собраны во имя Мое; там и Я посреди их. Гл.8,ст.20.

15)Воровство и всякие другие развраты у нас сторого преследуются законом Божиим, где говорится: ни воры, ни разбойники, ни лихоимцы, не прелюбодеи, ни мужеложники царствия Божия не наследуют. Первое послание к Коринфянам Апостола Павла. Гл.6, ст.9.

16)Власти у нас признаются, на основании изъяснения Апостола Павла в послании к Римлянам: всякая душа да будет покорна властям: ибо нет власти не от Бога, существующая же власть от Бога установлены. Посему противящиеся власти, противятся Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение и т.д. Гл.13, ст.1,2,3, как Иисус Христос говорит отдавайте царю царево, а Богу Божие.

Следовательно мы будем исполнять Евангельское Благовествование не отступно, чрез что мы будем надеятся на Бога живого, и ожидать от Него обещанного, а если мы не ошиблись по мнению мудрости человеческой, то, как говорит Апостол Павел, в послании к Римлянам и так каждый из вас за себя даст отчет Богу.

Штундисты Черниговской губ. и уезда, Слабынского волостного правления села Андреевки, ныне житель Сахалина. Иван Шубский.

Изложено настоящее объяснение на крейсере "Нижний Новгород" в Индийском Океане, 23 апреля 1880 г.

(Этот материал напечатан, цифры, стоящие на поле с левой стороны указывают N страницы печатанного текста).

(ГАЖО, Житомир, Ф.1, Оп.22, Д.1336)

AttachmentSize
Mikhail_Nesterov_На горах.jpg68.25 Кбайт
Шубский Иван и Анна Цветкова 1906.jpg59.2 Кбайт
усовка -1.jpg81.96 Кбайт
Высокий правый берег Волги. Змеёвы горы. Лесостепь.jpg165.45 Кбайт
белый ключ в Усовке.jpg34.57 Кбайт
старообрядческий образ.jpg177.99 Кбайт
старообрядцы.jpg152.66 Кбайт
М.Нестеров_За приворотным зельем.jpg54.94 Кбайт
Николаевск на Иргизе.jpg149.2 Кбайт
великий постриг. уход в скит.jpg34.86 Кбайт
Николаевск - Пугачёвск сегодня.jpg95.26 Кбайт
Елизавета Ильинична Добрынина_Черепанова 1928г - моя бабушка.jpg42.64 Кбайт
Ирина Максимовна с мужем-телеграфистом и дочерью Лизой 1907 Сахалин.jpg58.84 Кбайт

Comment viewing options

Выберите нужный метод отображения комментариев и нажмите "Сохранить установки", чтобы активировать изменения.
Григорий Смекалов's picture

Вот видите

Вот видите Екатерина, а от меня можно было ожидать лишь "жалкий", в сравнении с этим текстом, анонс биографии Вашей замечательной бабушки... Остальным же скажу - это НАСТОЯЩАЯ история. Без т.н.партийной оценки событий, которая меняется со сменой формации, пишется под заказ и называется настоящей наукой..Конечно, такой титанический труд, какой проделала Екатерина, не всем под силу..Но надо стремиться. Время старших поколений уходит безвозвратно. Далеко не всё отражается в архивах...Поверьте, Вам воздастся в Ваших потомках за этот нелегкий труд. А из подобных историй семей складывается и подлиная история страны...

Замечательная история!

Замечательная история!
Я также, как и вы пытаюсь выяснить иcторию своего рода. Мои предки, как и ваши были из города Николаевска (ныне Пугачев) и меня заинтересовала информация изложенная в Вашем рассказе, многое из сказанного встречаю в интернете, но есть несколько интересных моментов, которые я встретил впервые в Вашем повествовании. Если Вам не сложно, сообщите, пожалуйста ссылки на источники информации. В основном интересует г. Николаевск и прилегающие районы.
Заранее Вам благодарен.

Taiohara's picture

Какой именно

Какой именно фрагмент Вас интересует?, потому что у меня уже переработанная информация из разных источников. По Николаевску много из адрес-календарей за разные годы.

А в какие годы жили Ваши предки в Николаевске? Что именно Вас заинтересовало в истории про Николаевск? - может смогу дополнить.

Ваши к старообрядцам относились?

Toihara

Заграничновы, Трофимовы

Екатерина, доброго времени суток!
Из Вашего рассказа меня заинтересовали подробности о первых старообрядцах заселивших окрестности слободы Мечетной, и вообще подробности о старообрядцах, порекомендуйте ссылки в интернете, особенно адрес-календари по Николаевску.
Фамилии, по котороя я счс веду расследование Заграничновы и Трофимовы. Прадед моей супруги, при рождении одного из своих сыновей в 1910 году указал для метрической книги, следующее: Самарской губернии, города Николаевска, мещанин Афиноген Федорович Заграничнов и законная жена его Анна Васильевна. Оба православные. Также нам известно, что он и его жена были 1889 года рождения. Девичья фамилия Анны Васильевны - Трофимова, ее мать звали Мария. Трофимовы, по моему мнению - русская фамилия, а вот Заграничновы явно указывает о прибытии из-за границы, существовавшей в тот момент времени.
В интернете также стречается информацию о немецких колонистах, заселявших и живших в последствии в этом регионе. Версия о немецких колонистах, по моему мнению маловероятно, т.к. они придерживались своего вероисповедания, допускаю лишь женитьбу Заграничновых мужчин на немках, с перекрещением их в православие.
Что посоветуете?
Буду Вам признателен за поддержку!

Taiohara's picture

Для начала

Для начала посмотрите на форуме Всерссийского генеалогического древа в ветках посвященных поискам в Самарской и Саратовских губернях - там очень много ссылок и рекомендаций: http://forum.vgd.ru/post/4/14209/p374808.htm#pp374808
позже дам ссылки ещё. Это ссылка на адрес календари по Самарской области http://book-old.ru/BookLibrary/36000-Samarskaya-gub.html

"Заграничновы" - могли прозываться и потому что старообрядцы при Екатерине прибыли из-за границы, им давались при расселении льготы. Поэтому и Пугачёв сказывался старообрядцем и на неделю выезжал в Польшу на Ветку, чтобы получить право селиться где угодно( в стародубском монастыре, у старца Василия. П. открылся, что он беглый казак, и спрашивал, где бы лучше пожить? Василий посоветовал ему перейти в Польшу, а затем явиться на Добрянский форпост и сказаться польским выходцем, так как выходцев этих велено было селить где угодно, по их желанию.http://vip-volga.narod.ru/pugachev/pugachev.html)

Toihara

Николаевск

ПО моему мнению Заграничновых было не меньше чем Трофимовых.
Посмотрите "Список проверки предприятий по г. Николаевску за 1915 год", там Трофимовы и Заграничновы рядом, занимаются бакалейной торговлей.
Фонд 150 оп. 4, дело 675 л.д. 27, 28, 32 (полистайте).

С уважением.

Тот же Николаевск

Те же вопросы по г. Николаевску.
Занимаюсь потихоньку генеалогией.
Опущу розыски по ревизским сказкам, метр. книгам и Адрес календарям.
По всем имеющимся спискам в ГАСО записаны крестьяне, мещане и купцы 3-й гильдии, есть и списки чиновников Николаевска, а вот списки купеческого старосты по нему не могу найти,видимо они в Саратовском архиве.
Мои числились Николаевскими купцами 2-й гильдии - Иван Федорович Рахманин, купеческая жена Евдокия Павловна, Николаевский купеческий сын Рахманин Владимир, его жена Анастасия Федоровна (Кучевская) из Малой Глушицы. Все они временно проживали в с. Константиновка Николаевского уезда.
В Николаевском уезде занимались питейным делом, 24 лавки, оптовый склад, погреб, мельницы. Там же и рожали детей всей родней. А вот где женились или умерли в метрических книгах Константиновки нет.
Мои по этим данным были православные, но участвовали в принятии крещения из разных сект, видимо родственников, так как в "восприемники", как правило, шла родня.
Если есть возможность или знаете где и как поверить Федора по г. Николаевску по спискам Купеческого старосты подскажите.
Из всех указанных Вами фамилий встречал Трофимова, но не помню где.Можно посмотреть электронные копии ГАСО в фонде 150 оп. 1, дело 101; оп. 3, дело 13; ф. 383, оп. 1, д. 11; оп. 1, д.82.
С уважением,

николаевск

По Трофимову и Заграничнову еще ф. 150, д. 4, оп. 785, л.д. 5, 8, 9.

С уважением,

все тот же николаевск

Добрый день!
Извините за вмешательство.
Не очень разбираюсь в ПК.
Не встречали или не знаете ли Вы,имеются ли списки купеческого старосты г. Николаевска или они были в списках Самарских или Саратовских,хотя и числились Николаевскими купцами.
Спасибо.
С уважением,