Айну. Могила последнего тоена курильцев в Мало-Курильске

Григорий Смекалов's picture
Айну. Могила последнего тоена курильцев в Мало-Курильске

Можно представить, как народ более полутора веков говорящий, думающий и молящийся по-русски оказался в центре непонятной страны, языка и культуры. Без привычного промысла, жилищ и образа жизни. Несколько десятилетий курильские айны говорили по-русски, молились в отстроенной скромной православной церкви, отмечали православными обрядами все события небольшой колонии, но процесс насильственной японизации сводил на нет усилия сохранить прежний образ жизни. Вождь айнов Яков Сторожев пытался отстаивать права сородичей, но никто не слушал голоса малого народа. Айны были против изменения имен с русских на японские, против обучения японскому языку и манерам, против обращения в буддизм. Сторожевы получили новую фамилию Судо. Нопограбины – Ногура, Прицыны – Фуруичи, Черных – Араки или Тсуруи. К тому же японцы верили, что айны могут заниматься нетрадиционными для них земледелием и животноводством. Это была резервация по-японски. Чтобы окончательно перечеркнуть надежды айнов на самостоятельное определение собственной судьбы в сентябре 1922 года японские власти, лицемерно назвав это «Актом о защите народа айнов», конфисковали у Курильцев землю. Согласно составленного документа, у айнов на небольшом острове было конфисковано 689 гектаров земли. И курильские айны начали вымирать. На японском кладбище в г. Малокурильске и сейчас можно прочитать на самом большом памятнике японской азбукой «катакана» написано «СУТОРОДЗЕФУ» и высечен православный крест. Это могила последнего тоена (вождя) курильских айнов Якова Сторожева православного вероисповедания волею судьбы похороненного на японском кладбище (15). В могилах без надгробий лежат и другие православные мученики Сторожевы, Прицыны, Черных, Нопограбины, Красильниковы и многие другие.
Возводя новые церкви и ставя православные святыни на Курилах, мы обязаны помнить и об этих истинных мучениках земли Курильской.

Примечания:

1. Марков С. Вечные следы. - М., 1973. – С.174.
2. Огрызко И.И. Открытие Курильских островов // Ученые записки Ленинградского ун -та. – 1953. - № 157. - Вып. 2.
3. Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов. – Южно-Сахалинск, 1982. - С.48.
4. Костанов А.И. Русская Православная Церковь на Сахалине и Курильских островах: исторический очерк. – Южно-Сахалинск : Общ-во изучения Сахалина и Курильских островов, 1991. – С.10.
5. Полевой Б.П. Указ.соч. – С. 49.
6. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. – М., 1948. – С. 265.
7. Костанов А.И. Указ.соч. – С.11.
8. Там же. – С. 11.
9. Полонский А. Курилы. – СПб., 1871. – С. 54.
10. Римский-Корсаков В.А. Случаи и заметки на винтовой шхуне «Восток» (из воспоминаний командира) // Морской сборник. – 1858. - № 12. – Неофиц. Отдел.
11. Барсуков И. Иннокентий: Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. – М., 1883. - С.283 - 284.
12. Барсуков И. Указ.соч. – С.436 -438.
13. Заяц М. О документах по истории курильских айнов, хранящихся в Сахалинском областном краеведческом музее // Вестник сахалинского музея. –2003. - № 10. - С.119.
14. Там же. – С.120.
15. Самарин И. Ещё одна кладбищенская история // Особое мнение. - 2005. - №11. – С. 12.

Нравится