Зрим в корень

"У вас такие удивительные панно! А сколько они стоят?" - на этот вопрос обаятельной представительнице семейной родовой нивхской общины "Погун" Гуле Юлдашевой из села Виахту Александровск-Сахалинского района 9 августа пришлось отвечать не единожды. И каждый раз, словно извиняясь, она мягко произносила: "Именно эти работы не продаются. Они выставочные… Но мы вам сможем предложить другие, правда, несколько позднее…"

Ровно год назад Гулина мама Людмила Яковлевна организовала в родном селе общину, члены которой думают не только о хлебе насущном, но и о продолжении древних культурных традиций малочисленного нивхского народа. Впрочем, сегодня, как оказывается, и эти традиции могут приносить неплохую прибыль. По крайней мере, ювелирные украшения из отбеленной оленьей кости и те самые панно, в которых нашли отражение сюжеты из сказки "Отважный Ымхи" Василия Чесалина, оказались как никогда востребованными. Но повторюсь, пока не продаваемыми. Дело в том, что эти весьма оригинальные декоративные работы, со вкусом выполненные из кусочков оленьего меха, рыбьей кожи, бересты и других материалов, предназначаются для самого молодого в области музея в селе Виахту, официальное открытие которого еще только состоится в сентябре. Кстати, реализовать в жизнь этот любопытный культурологический проект Людмиле Юлдашевой помог выигранный грант, число которых в области год от года становится все больше. А это говорит о том, что мы наконец-то научились зреть в корень, то бишь еще больше углубляться в суть проблем коренных народов острова.

Кстати, и Всемирный день коренных народов был учрежден ООН для того, чтобы не просто привлекать внимание к жизни, как правило, малочисленных аборигенов планеты, но и заставлять нас несколько иными глазами смотреть на тех, кто испокон веку живет на землях, куда мы переселились гораздо позже.

На сегодняшний день в нашей области проживают 3831 человек из числа тех, кого принято считать сахалинскими аборигенами - нивхов, нанайцев, эвенков, уильта… И каждый из этих народов прислал своих представителей в Южно-Сахалинск на праздник, ставший традиционным.

К сожалению, на сей раз гости из пяти северных районов не смогли представить свое декоративно-прикладное и песенное творчество на уже обжитой площадке у крыльца областного художественного музея. Ливень, обрушившийся на Южный, загнал участников праздника в тесное фойе главной библиотеки области. Увы, тем самым число потенциальных зрителей праздника резко уменьшилось.

Стоп! Почему зрителей? Участников! Дело в том, что каждого пришедшего на данный праздник традиционно вовлекают в его орбиту. Все желающие здесь могут поучаствовать в шаманском танце (загадав при этом самое заветное желание), полюбоваться и приобрести оригинальный северный сувенир, потанцевать и даже продегустировать блюда, приготовленные по классическим рецептам предков нынешних аборигенов.

Особый интерес у гостей праздника вызвала концертная программа, для участия в которой из Хабаровского края приехал ансамбль "Илга Дяринги", представляющий центр нанайской культуры села Джари, стоящего на Амуре. К сожалению, в областном центре "Поющие узоры" (так переводится на русский язык название творческого коллектива) не сумели показать большую программу. Зато днем позже в Поронайске (на Дне нанайской культуры) гости выступили, что называется, по полной.

Надо заметить, что год от года праздник аборигенов проводится все шире и шире. Взяв начало с районных и сельских встреч 15 лет назад (именно тогда было объявлено о Всемирном дне коренных народов), сегодня праздник приобрел статус областного. Более того, его мероприятия в Южно-Сахалинске проходят сегодня уже не на одной, а на нескольких площадках. К примеру, в областной детской библиотеке состоялся этнографический час "Музыка со всего мира", а в библиотеке для взрослых открылась выставка книг "Люди Ых-мифа". Не остался в стороне и областной краеведческий музей, чьи сотрудники для детей младшего и среднего школьного возраста провели встречу "Мир народов Севера". Попавшие на нее ребята познакомились с элементами культуры коренных народов Сахалина, с предметами их быта и национальными играми. А сколько восторга вызвала возможность сфотографироваться в самых что ни на есть настоящих национальных костюмах аборигенов!

Кстати, если все пойдет по плану, то уже в следующем году праздник коренных народов и вовсе переместится в краеведческий музей. Как уже рассказывала наша газета, до конца 2007 года в сквере музея завершится строительство северной мини-деревни, в которой можно будет воочию увидеть нивх-ские летнее и зимнее жилища, а также домик для медведя и жилище айнов. Причем на фоне этих построек в будущем планируется проведение мероприятий не только Всемирного дня коренных народов, но и различных фольклорных праздников.

- А показать на этих праздниках нам есть что и кого, - подвел черту начальник управления культуры Сахалинской области Владимир Беджисов.

А я бы добавил: не только показать, но и поговорить, поразмышлять. Ведь по своей сути Всемирный день коренных народов - это не столько праздник, сколько повод для серьезного разговора о вкладе, который вносит коренное население в копилку общемировой культуры. В этот день необходимо и более решительно встать на защиту прав аборигенов, помочь им в решении проблем с природопользованием.

А песни… Песни пусть звучат, и как можно громче, ибо именно с их помощью мы можем распознать душу других народов, а не народностей, как порой уничижительно пытаемся определить общность тех людей, счет которых сегодня идет уже не на тысячи, а на сотни и даже на десятки.

Алексей ДВОРКИН, Газета «Южно-Сахалинск сегодня».

16 августа 2007г.

Нравится