О японских концессиях…

     Многие александровцы в наше непростое, с точки зрения состояния народного хозяйства, время всё чаще вспоминают «золотую пору японских концессий» 20-30-х годов. Пересказывают легенды дедов о иностранном «рае» в п. Дуэ. Сравнивают Дуэ тех лет с Сингапуром. Утверждают, что народ со всего Дальнего Востока рвался в наши края, прослышав о концессиях. Кто-то даже предлагает вернуться к тем временам. Отвечая на неоднократные просьбы земляков, попробую  с документами в руках напомнить

О японских концессиях...

   15 мая 1925 года считается, и по праву, датой советизации Северного Сахалина. Не случайно центральная площадь г. Александровска-Сахалинского носит имя - площадь им.15 мая. Но ушли ли японцы с севера Сахалина в действительности в 1925? Я бы ответил - нет. Они бескровно получили на Северном Сахалине то, зачем собственно они и пришли в апреле 1920 года.

     Японские концессии, созданные на Северном Сахалине, согласно договору, подписанному председателем ВСНХ Ф.Дзержинским и адмиралом Сигецуру Накасато в Москве 14.12.1925 года, явились логическим продолжением подписанной 20.01.1925 года Конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией, установившей дипломатические, консульские и торговые отношения между двумя странами. Вывод японских войск с Северного Сахалина был лишь одним из условий, предшествующих декабрьскому договору.

      Следующим этапом, второго (мало известного) договора, СССР передавал японцам в эксплуатацию в течение 45 лет нефтяные и угольные месторождения Северного Сахалина. Восемь нефтяных месторождений (Оха, Нутово, Пильтун, Эхаби, Ныйво, Уйглекуты, Катангли, Чайво) в северной части острова общей площадью 4,8 тыс. десятин были разбиты в шахматном порядке на участки между СССР и концессионером и разделены между двумя участниками по 50%. В качестве платы за концессию японцы обязаны были отчислять советскому правительству от 5 до 45 % валового дохода. Кроме того, концессионер платил местные и государственные налоги, а также арендную плату. Японской стороне было дано право завозить рабочую силу из Японии в соотношении: 25% неквалифицированной и 50%  квалифицированной рабочей силы. Для эксплуатации нефтяных месторождений японские предприниматели создали в 1926 году «Акционерное общество Северо-Сахалинских нефтяных предпринимателей» (Kita Karafuto Sekiyu Kabushiki Kaisha). Основной капитал концессионера составили 10 миллионов иен и двести тысяч акций по 50 иен. Акционерами компании были фирмы «Ниппон», «Секию», «Кухара Когио», «Мицуи», «Мицубиси» и др. Председателем общества был избран представитель военно-морского ведомства адмирал Накасато, его заместителем представитель банка «Мицубиси Ногути».

        Добыча нефти на концессиях росла и к середине  30-х стабилизировалась на уровне 160-180 тыс. тонн в год. Между советскими органами власти и концессионером постоянно возникали разногласия, были случаи нарушения договора, причем  обеими сторонами. С началом японо-китайской войны (1937) на концессиях начался спад добычи нефти, связанный с резким ухудшением советско-японских отношений (Хасан, Халхин-Гол), постоянными требованиями советского правительства ликвидировать концессии, арестами по обвинению в шпионаже работников концессии. (Пишу эти строки в День памяти жертв политических репрессий. Вечная им память!)

          Всего за время существования концессии японцы добыли на Северном Сахалине и вывезли в Японию более 2 миллионов тонн нефти. Потребителем сахалинской нефти являлся японский военно-морской флот. Сахалинская нефть в эти годы составляла более 50% добычи нефти в самой Японии.

             Значение нефтяных концессий для советской стороны определялось тем, что её деятельность доказала возможность и целесообразность добычи нефти на Северном Сахалине. Подтолкнула к созданию и развертыванию работ советским трестом «Сахалиннефть» (организован в 1928 году), которому концессионер оказывал значительную помощь в организации производства и налаживании хозяйственно-бытовой сферы, А именно, тресту предоставлялась возможность пользоваться электроэнергией от концессионных электростанций, использовать нефтепроводы и резервуары для хранения нефти, предоставлять кредиты для закупки оборудования за рубежом, население промыслов снабжалось товарами и продуктами.

               В соответствии с концессионным договором японцы получили также ряд угольных месторождений Северного Сахалина: Дуйское (площадь 21 кв.км.), Владимирское (16,5 кв.км.), Мгачинское (27,4 кв.км.), Агневское (56 кв.км.), а также 25 кв.км. под разведку угля. Для эксплуатации угольных месторождений японцами было образовано «Северо-Сахалинское угольное акционерное общество» (Kita Karafuto Sekitan Kabushiki Kaisha), главными акционерами которого были фирмы «Мицубиси», «Мицуи», «Окура», «Сибусава», «Сумимото» и «Асано».

                Добыча угля производилась японцами в основном на участке Дуэ (в 1925 -130 тыс. тонн, в 1930- 150 тыс. тонн). Добытый концессионером уголь реализовался через посредничество концернов «Мицубиси» и «Мицуи» на железоделательные заводы «Комаиси Кодзан» и «Муроран Сейкосио», выполнявшие военные заказы. Угольная концессия в районе Агнево была передана японскому обществу «Сакай Кумпай», которое в 1926-1937 так и не приступило к эксплуатационным работам. В 1937  советской стороной был поставлен вопрос о расторжении концессионного договора с фирмой «Сакай Кумпай», и он был расторгнут. К 1939 году угольная концессия практически прекратила свою деятельность.

                  При подписании в 1941 году пакта о нейтралитете между СССР и Японией было подписано соглашение и о концессиях. Министр иностранных дел Японии Мацуока Йосуке дал письменное заверение, что уже в конце 1941 года концессии будут ликвидированы. Однако нападение Германии на СССР оттянуло решение вопроса до 30.03.1944 года. Тогда в Москве был подписан протокол, по которому японские нефтяные и угольные концессии передавались в собственность СССР. В порядке компенсации СССР выплачивал Японии 5 миллионов рублей и обещал продавать Японии 50 тысяч тонн сырой нефти с Охинских скважин в течение 5 лет «после окончания настоящей войны». Тогда же было принято решение о закрытии генерального консульства в Александровске и вице-консульства в Охе.

            Данные о концессиях можно прочитать в Материалах XXXII научно-методической конференции преподавателей и аспирантов ЮСГПИ. Ю-С.,1997, в книге Южный А. Япония, М,1934, в статье Марьясовой Н.В. Есть резон вспомнить о концессиях//Проблемы Дальнего Востока.1992.№6.

            И немного личных комментариев, уж если обратились ко мне. На мой взгляд, не следует преувеличивать значение японских концессий для развития Северного Сахалина. На юге острова сложились иные обстоятельства. Туда японцы пришли в 1905 году всерьез и надолго, если не навсегда. Так трактовали документы Портсмутского договора между Россией и Японией. Соответственно, японцы на юге острова решали и вопросы социальной сферы и инфраструктуры, как на собственной территории. (Это был такой подарок Южно-Сахалинской области в 1945 году!) На север Сахалина японцы пришли интервентами в апреле 1920 года. Они не строили иллюзий по поводу принадлежности территории. Задача была: в короткие сроки максимально вывезти с Сахалина его природные богатства, и это они делали блестяще!

             И мини электростанции, и рельсовые дековильки, и портпункты (как и многое другое) решали проблемы скорейшего вывоза материальных ценностей. За годы существования концессий до 1941 года нет данных, чтобы с помощью японцев развивалась инфраструктура севера острова, велось жилищное строительство, развивались иные отрасли народного хозяйства (кроме угольной и нефтяной). Да и сами подачки служащим концессий в виде дешевых японских шмоток и продуктов уж очень напоминают «стеклянные бусы» колонизаторов  XIX века. Да сахалинцы были рады и этому, но цена не сопоставима. Многие помнят бартерные подачки японцев нашим лесникам в начале 90-х годов нашего времени. Тоже многим казалось тогда, что жизнь налаживается...И где сейчас наши леспромхозы? А если бы вместо дешевой азиатской бытовой техники пустили бы финансы на хозяйственное развитие, наши портпункты жили бы и сегодня.

               Слова земляка, что живы ещё те, кто помнят «золотой век» концессий, на мой взгляд, не корректны. Это эмоции. Мои предки тоже в Александровске с 1929 года. Я же привожу, по возможности, язык документов. Да, в нашем районе существовал перекос общественного мнения в те годы в пользу японских концессий.  Но базировался он на том, что снабжение японской угольной концессии «Дуэ» (показательное предприятие) производилось исключительно импортными дешевыми товаропродуктами путем выдачи их по ордерам в счет зарплаты, а существовавшие возможности привоза японцами советской червонной валюты позволяли оплачивать труд отдельных групп рабочих высокими ставками. На советских шахтах зарплата была ниже и то задерживалась. Снабжение продуктами оставляло желать лучшего. А что вы хотели? Хозяйственная структура области за десять тысяч километров от центра только начинала выстраиваться. Япония же была рядом. Один день морского перехода. И тем не менее, «стахановские» подвиги совершались только на советских шахтах.

              И ещё, земляк довольно удачно сравнил ситуацию в концессиях с ситуацией «вокруг Сингапура». На мой взгляд, больше подошло бы сравнение с «шанхаем». Это сейчас Шанхай-чудо китайской экономики. Правда, сделали это чудо китайцы без помощи иностранцев вообще и концессий в частности. Сам видел. А во времена японских концессий слово «шанхай» имело иное значение. Действительно, как и говорил земляк, концессии привлекли на Сахалин множество народа с материка. Отсутствие контроля администрации за въездом, привело к тому, что в Александровске и Дуэ сконцентрировались сотни тунеядствующего и уголовного элемента. Они разлагающе действовали на население. Особенно страдало земледельческое население и переселенцы. Преступность возросла в разы. Насильственное выселение групп уголовников за пролив в 1927 году результата не дало. ЦИК и СНК СССР 16 июня 1927 года принимает решение о введении строгого пограничного режима в населенных пунктах в зоне действия 7,5 км полосы. Так что, между Александровском и Дуэ пролегала граница.

              В ноябре 1927 года, принимая во внимание рост населения и увеличение преступности на руднике «Дуэ», Сахревком установил должность начальника Александровского районного административного отдела (читай УВД области) с постоянной резиденцией в п. Дуэ. Одновременно увеличился и штат Охинского отдела.

              Подводя итог всему сказанному, думается, что японские концессии на Северном Сахалине свою созидательную роль выполнили частично. Разве что в становлении сахалинской нефтяной промышленности. Схема работы с японцами в шельфовых проектах сегодня, на мой взгляд, более гибка и эффективна. Если бы ещё Москва не забирала 95% налогов...

         По угольным концессиям, учитывая развал угольной промышленности на Сахалине, думаю, стоит специалистам обсчитать цену вопроса. Ведь закрывая шахты, правительство ещё СССР обещало народу вернуться к этой теме.

                                                                                                                                Г.Н.Смекалов

Нравится

Comment viewing options

Выберите нужный метод отображения комментариев и нажмите "Сохранить установки", чтобы активировать изменения.

С П А С И Б О!

Огромное спасибо Вам за такой обстоятельный рассказ о японских концессиях. Жаль, что не могу ознакомиться с материалами XXXII научно-методической конференции преподавателей и аспирантов ЮСГПИ.
И статьёй Марьясовой Н.В.

До сих пор храню батину трудовую книжку, в которой записан работодатель "Kita Karafuto Sekiyu Kabushiki Kaisha". Я даже в одном из своих рассказов вложил в уста героини бабки Матрёны название этой компании.

Я хорошо помню добротные деревянные японские постройки в Дуэ. К пятидесятым годам они обветшали и были "благополучно" разворованы на дрова местным населением (моими милыми земляками). А ведь некоторые сооружения "тянули" на памятники деревянного зодчества...

Спасибо вам, Хранитель.
Искренне жаль, что наше общение прервалось по неведомым мне причинам.

Искренне, с уважением Эдуард Ермаков.

Э.Н.Ермакову

А разве прервалось общение Эдуард Николаевич? Мне кажется как никогда плотно общаемся :)
Григорий
P,S. С вашими возможностями Э.Н. найти указанною мною литературу - пустяк...

Э.Ермакову

Специально для Вас делюсь очередной находкой замечательного земляка. Самые ценные фото XIX века наших мест из его альбома...

Захаров Сергей Ефимович
(1900-1993)
Родился 26 ноября 1900 года в городе Александровске Сахалинской области.
В 1927 году окончил Томский архитектурно-строительный институт.
Участник выставок с 1938 года.
Член ЛОСХ с 1938 года.
Писал натюрморты, жанровые композиции, пейзажи, портреты, занимался
монументальной живописью, работал в технике акварели.
Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1951).
Персональные выставки в Ленинграде (1951, 1980, 1984, 1996), Москве (1961, 1965).
Произведения в ГРМ, ГТГ, в многочисленных музеях и частных собраниях в России
и за рубежом.
Его отец служил писарем в пограничном госпитале...
Григорий

Смекалову

Во-первых, спасибо за оперативность.
Во-вторых, огромное спасибо за информацию...

Эдуард

Семекалову

Во первых спасибо за материал, ценно. Это я писал Вам. Но, все же крен антияпонский налицо. Если можно дать информацию о многочисленных яблоневых садах в А-Сах в пору концессии, и как их врубали и кто. И о японском населении после 1945, о педучилище разделенном на 2 части русскую и японскую, о десятках рыбозаводов оставленных японцами А-Сах району. Статья наверное лучшая, за весь период сайта, респект.

1917 - 1925 г.г.

Комментарий к вышестоящей информации

Это глава из работы Осташева А.Е.
Сахалинский уголь: очерки истории островной угольной промышленности в середине XIX – начале XXI вв.
Полный вариант можно прочитать по адресу: http://alexsakh.narod.ru/fr.html

Спасибо уважаемая Н.Лихачева

Очень удачное (как и всегда у вас) освещение малоизученного периода истории Сахалина.А выходных данных этого печатного издания у вас случаем нет?

Наталия

Наталия Лихачёва

Осташев А.Е.

Сахалинский уголь: очерки истории островной угольной промышленности в середине XIX – начале XXI вв.

Редакционная коллегия: Т.Б. Белоусова, В.И. Белоносов, А.И. Гришко, В.Л. Подпечников, заслуженный шахтер РСФСР Г.А. Ревнивых, кандидат исторических наук Л.С. Тварковский.

Под общей редакцией кандидата экономических наук И.П. Малахова.

? А.Е. Осташев

? ОАО «Угольная корпорация Сахалина»

Спасибо

Я понял,что сахалинское издание, но кем издано? Ладно, фамилии все знакомые, постараюсь узнать на месте.Вы в курсе, что нашего замечательного земляка В.Л.Подпечникова больше нет? Жалко старика...Последнее время писал об истории Александровска, но близкие к обл.власти всерьез его не воспринимали...

О японских концессиях… (продожение ответа)

Наталия Лихачёва

Прошу прощения - "завис" компьютер.

Осташев А. Е. Остров Сахалин : Этапы становления угольной промышленности / А. Е. Осташев // Уголь. – 2002. – № 5. – С. 66-69 ; № 7. – С. 59-62 ; № 11. – С. 66-70 ; № 12. – С. 61-64 ;

Но я не уверена, что здесь напечатан полный вариант.
На странице http://alexsakh.narod.ru можно тоже почитать. Как я поняла, это страница Осташева А. Е., но она не доделана.

О японских концессиях

Приятно была удивлена, что ведутся такие оживленные дискуссии на тему концессий и присутствия японцев на Дальнем Востоке в целом.
Хотелось бы высказать свое мнение: конечно, присутствие японцев в качестве концессионеров на острове изначально было направлено на извлечение маскимальной прибыли в минимальный срок. Этой задачей и была продиктована линия повдения компании: на соц. нужды тратился минимум, в основном акцент делался на развитие эксплуатации и транспортировки.Однако, если вы посмотрите на положение вещей у Сахалиннефти, то поймете, почему концессионера так тепло вспоминали местные жители. Обеспечение товарами, жилищные условия (согласно архивным документам) не шли ни в какое сравнение с японскими, кроме того, сам трест признавал проблему кадрового обеспечения: по сути, все, кто был уволен или не подошли по каким-то причинам концессионеру работали в госкомпании. Советская политика тех лет выровняла ситуацию и только "отчаянные" продолжали работать на иностранном предприятии.

Вот, пожалуй, краткая заметка по поводу концессий на Сахалине. Все-таки, склоняюсь к тому, что было больше положительных моментов, нежели отрицательных в присутствии японцев на Сахалине.
С уважением, Тамара.

к концессиям

Замечательно, что тема не закрыта...Но если говорить о положительных и отрицательных моментах, то надо хотя бы их перечислить. А такой вот простенький момент ещё не оцененный. Японская, без всякого сомнения захватническая, машина работала на САХАЛИНСКОМ топливе! И в конфликтах с нами и в долгую войну с союзниками...На какую чашу весов поместите сей "момент" Тамара? Ведь были и другие направления развития экономики Сахалина. В сторону Штатов, например... И не только в нефтяной и угольной. Мы уже упоминали американский жиротопный завод по переработке китов и белух в Люгах и Верещагино в начале 30-х...Сейчас другая обстановка, почему я допускаю, при изученных специалистами вариантах, вернуться к концессиям под жестким контролем. А в 30-е....не знаю, не знаю...

Я понял,что

Я понял,что сахалинское издание, но кем издано? Ладно, фамилии все знакомые, постараюсь узнать на месте.

Если бы вы

Если бы вы внимательно прочитали материал и немного подумали то таких бы вопросов у вас не возникло...

К концессиям

Извините, что так долго не отвечала, про положительные моменты...
1. Стоит признать, что ни "Сахалиннефти", ни "Сахалинугля" не было бы организовано советскими силами до ВОВ без присутствия японцев, в том числе и в период оккупации.
2. В этой связи колонизация Сахалина происходила бы только насильственным путем, т.к. отсутствие рабочих мест, плохое снабжение и тяжелый климат вряд ли бы привлекли большое количество населения (при этом стоит учитывать встречный поток старожил на материк из-за жестокой политики "советизации" народного хозяйства).
3. Оставшееся население просто бы вымерло от голода, т.к. советская власть даже не имела флота для обеспечения собственных нужд и обращалась за помощью к тем же японцам...
4. "Американская альтернатива" на тот момент выступала лишь в качестве инструмента для шантажа, т.к. не являлась реальным путем развития. Господин Синклер не имел на тот момент достаточных капиталов для разработки месторождений и в основном рассчитывал на помощь правительства США, как финансовую так и политическую. Как таковой схватки за богатства Северного Сахалина между Штатами и Японией не получилось, а других вариантов больше не было... Вернее Япония бы не допустила других вариантов развития.

Что касается использования сахалинского топлива против советских же войск, то это плата за Пекинское соглашение и немощность советской власти в начальном периоде становления Союза.

Григорий Смекалов's picture

к концессиям

Понимая провокационность вопроса, я в принципе ничего не имею против теоретиков-аналитиков и экспертов. Но предпочитаю свидетельства очевидцев.
В.Канторович, Сахалинские очерки. цит. по третьему изданию М.Г. 1935. Кстати, в 1933 переведена на английский под названием «Soviet Sakhalin».
Написано в 1932 году т.е. на этапе становления «Сахалинугля»:

Первым концессионным предприятием, с которым я позна¬комился на Сахалине, были угольные шахты в Дуэ.
Дуйская долина — одно из самых красивых, удобных мест на западном берегу Сахалина. Дуйская долина широка, пря¬ма, как стрела, и как будто самой природой предназначена для развертывания промыслов. С обеих сторон долина ограничена крутыми сопками, покрытыми лесом.
Концессионеры превосходно использовали природные условия Дуйской долины. Надо отдать им справедливость: они создали в долине образцовое, и по простоте и по эффективности, над¬земное транспортное хозяйство. По этому пункту концессионеры вышли победителями из соревнования с советскими промыслами.
Этот факт нужно учесть и как можно скорее сделать из него практические выводы.
По долине, рядом с рабочим поселком, вытянувшимся в прямую линию, проложена своеобразная железная дорога, не нуждающаяся ни в каком двигателе. Каждые две-три минуты слышится шум приближающегося поезда. Навстречу пешеходу мчится поезд из трех-четырех вагонеток, груженных углем. Странный поезд — без паровоза! Колея имеет небольшой уклон. Я видел, как на конечном пункте дороги, у огромного уголь¬ного склада, рабочий давал вагонеткам легчайший толчок. Че¬рез двадцать пять метров поезд приобретал уже значительную скорость и дальше увеличивал бы ее, если бы на протяжении двух километров дороги не были устроены тормозные уста¬новки.
Вагонетки с углем минуют первый элеватор, связанный с шахтой подвесной дорогой, и останавливаются возле второго гигантского элеватора, устроенного возле самой пристани. Элеватор принимает уголь одновременно с двух сторон: сверху опрокидываются люльки подвесной дороги, протянутой от жерла соседней угольной сопки; внизу, в тяжелом колесе, кувыркаются вагонетки самокатной» железной дороги, сбрасывая уголь прямо в пасть элеватора. Одновременно элеватор разгружается от угля , бросая его на ленту конвейера, проведенного по пристани. Конвейер наполняет углем пятидесятитонную баржу в двадцать минут. Таких барж я разглядел на воде и на берегу (повидимому запасные) свыше десятка.
Дуйский рейд имеет еще одно усовершенствование, которое заметно облегчает погрузку в свежую погоду. На рейде водру¬жен мертвый якорь. В итоге всех этих технических (очень про¬стых) усовершенствований, а также исключительных навыков японских грузчиков и моряков, дуйский рейд работает почти без перерыва. Пароходы заканчивают погрузку, как правило, в три-четыре дня. В день моего прихода на дуйском рейде работали нормально. В это время в двадцати километрах, на мысе Ро¬гатом, погрузка была прекращена из-за шторма.
— В августе и в июле у нас не зарегистрировано такой плохой погоды, чтобы пришлось приостанавливать погрузку,— заявил директор угольной концессии.
К числу хозяйственных завоеваний концессии нужно также отнести электровооруженность промыслов. Новенькие мощные электростанции американского образца украшают все японские предприятия на Сахалине.
Транспорт и энергия, — все, чем может похвастать концес¬сионер. В шахтах все элементарно, кустарно. Производственные процессы не механизированы. Внутришахтный транспорт при¬митивен. Труд плохо организован. Сплошь и рядом на отдель¬ных участках создается нелепое скопление рабочих, которых не умеют, да и не могут использовать.
И русский и японский рабочий на концессии не имеют ни¬каких стимулов для повышения производительности труда. Со¬седство советского и капиталистического предприятий позволяет проверить могущество социально-политических стимулов к тру¬ду. На советской территории концессионер не может применять тех мер принуждения, которые находятся в его распоряжении в капиталистической Японии. Рабочий дает норму, выполняет свои обязанности, и этим его забота о производстве исчерпывается. На советском же предприятии перевыполнение нормы, победа в соревновании с соседней бригадой — дело чести, доблести и сла¬вы. Итог отражается в цифрах выработки. Забойщики совет¬ского рудника вырабатывают в полтора-два раза больше, чем их товарищи на концессии (при одинаковой норме).
Рабочей общественности, рабочей инициативе, само собой разумеется, нет никакого дела до выполнения концессионером своих планов.
Концессионные промыслы на Охе мало чем отличаются в техническом отношении от промыслов Сахнефти в этом районе. Японский транспорт, электрическое и паровое хозяйство нахо¬дятся в несколько лучшем состоянии, чем соответствующие части в хозяйствах Сахнефти. Но процессы производства (добыча и бурение) организованы одинаково на обоих участках Охи. Японцы получили на полгода раньше нашего несколько вращатель¬ных буровых станков,— в этом единственное их преимущество.
Впрочем, нужно признать, что как японское, так и советское техническое оборудование охинских промыслов не выдерживает никакой конкуренции с техникой основных советских нефтяных районов на материке. Нужно перенести передовой грозненский опыт на Сахалин. Копировать довольно примитивную японскую технику, конечно, не приходится. Японцам, не имеющим своей нефтяной промышленности, впору учиться у нас, а не наоборот. Единственная область, где мы должны изучить и заимствовать методы работы японцев на Сахалине, — это транспорт, главным образом морской.
Соревнование между концессиями и советскими промыслами вовсе ме означает, что между ними должны возникать непре¬рывные конфликты. Многолетнее существование и развитие двух японских горнодобывающих концессий на Сахалине не дает для таких предположений никаких оснований. Со времени пре¬кращения оккупации между местными властями и сахалинскими концессиями не возникало никаких сколько-нибудь значительных конфликтов. По признанию обеих сторон, отношения хозяев и концессионеров оставались неизменно корректными и доброже¬лательными.
Любопытно вспомнить рядом с этим об агрессивности рыбопромышленников-конвенционеров и сопоставить ее с фактом спокойных, устойчивых отношений с горнопромышленными кон¬цессиями. Рыбопромышленные фирмы несколько раз пытались спровоцировать конфликт с СССР, угрожая открыть в наших водах «свободный лов», организуя травлю СССР в подкуплен¬ной прессе.

А это уже И.Осипов. Сахалинские записи. Сов.писатель,М.,1955, С.39. Написано летом 1945 года:

Говоря об этом, Алексей Петрович (Демидов, инженер «Сахалинугля»-прим. Г.С.) вспоминает о японцах. В Дуэ хозяйничали японские концессионеры, хищнически разрабатывали угольные пласты. Теперь приходится на каждом шагу исправлять то, что они напортили.
- Изуродовали шахту! — возмущается Алексей Петрович. — Безграмотно разрабатывали верхний горизонт, гнались только за жирными кусками.

Японцы ушли из Дуэ год назад…А свита там очень непростая.

Я конечно

Я конечно извеняюсь, но у меня тоже аналогичный вопрос возник, если вы знаете ответ выложите пожалуйста...буду примного благодаренпродажа валюты

Оно никем не

Оно никем не издано. Книга до сих пор не опубликована. Есть только публикация части книги в интернете

Григорий, три

Григорий,

три раза возмутилась, пока дочитала выдержку. Данная книга, вернее ее некоторые главы, встречается в Интернете. Любая советская литература, подчеркиваю - любая, не обходилась без цензуры, поэтому все утверждения про преимущества советской власти, советских рабочих и вообще любые другие ценные качества делите ровно на 2, ибо, на деле, все оказывается не так радужно. Конечно, полезно общаться с очевидцами исторических событий напрямую, а не через "фильтр" в виде книги (1930-х и 1950-х гг!), тем временем факты, которые записаны на казенной бумаге, и до сих пор хранятся в архивах, позволяют более трезво оценить реалии:

1. По поводу сравнения норм выработки работников концесси и работников треста...
Интересный факт: Советские трудовые инспекции доблесно следили за тем, чтобы сотрудники не перерабатывали и подвергали концессионера выговору или хуже того, штрафовали за то, что они работают сверхурочно!
2."Японцам, не имеющим своей нефтяной промышленности, впору учиться у нас, а не наоборот." - вообще, говорит о некомпетентности автора утверждения.
Ежегодно на протяжении 1914-1918 гг. в Японии добывалось около 400 тыс т., тогда как в период 1921-1924 гг. добыча снизилась до 270 тыс. т., при совокупном внутреннем потреблении в 840 тыс. т. Имеющиеся в наличие в Японии нефтяные поля, Нигата и Акита соответственно, к 1923 г. были практически выработаны. Доля импортируемой нефти в 1922 г. по сравнению с показателями 1915 г. возросла до 82%. Возникший дисбаланс между добываемой и потребляемой нефтью приводил к тому, что Японии приходилось импортировать углеводороды из Калифорнии, Мексики, с о.Ява, Борнео. (АВП РФ 1925 г. Ф. 146 О. 8 п. 112 д. 18 л. 164)

Григорий Смекалов's picture

Тамаре

Нервы надо бы беречь Тамара :) Не тот случай. По Канторовичу скорее согласен с Вами... Хотя меня привлекает в книге техническая и организационная составляющая..Но оппоненты не фигурируют никакими документами. Вот и Ваши коменты какое отношение к концессиям имеют? Дело ведь не в производительности, на мой взгляд. Из последних прочитанных книг припоминаю "Серп и молот против самурайского меча" 2003г. там много внимания отведено концессиям Северного Сахалина...Я согласен с автором, что советские дипломаты одержали внушительную победу вытеснив японцев с концессий...Что до "хозяйского" отношения, почему по Вашему японцы даже не приступали к разработке рудника Агнево за весь период? Я уже писал, что как бы не оценивали рай концессий - это продолжение оккупации 1920-1925 гг.Это моё мнение. Существенных контраргументов пока не читал...

О концессиях

На мой взгляд, наоборот это тот случай, когда стоит переживать. Мне не нравятся категорические утверждения о том, что концессии на Сахалине занимались только хищнической эксплуатацией месторождений. Думаю, никто не будет спорить, что основная цель пребывания японцев на российской части острова в период 1925-1944 гг. заключалась в добыче углеводородов, и в их задачи не входило брать на себя функции местной власти и заботиться о благосостоянии советских граждан. Тем не менее, они самостоятельно (подчеркиваю, самостоятельно!) выстраивали инфраструктуру месторождений, вели строительство жилья для работников и сотрудников компании, обеспечивали необходимыми товарами и продуктами, большинство советских учреждений в Охе располагались в зданиях, принадлежащих концессионеру. В этом случае, на мой взгляд, слово "хищнически" употреблять не уместно (техническую часть вопроса выработки месторождений оставляю на суд специалистов).

Григорий Смекалов's picture

Тамаре

В 1928 году на месте Охи было болото. Ни о какой инфраструктуре не могло идти речи.Поэтому, строили ДЛЯ СЕБЯ.Мы живем в Александровске. Я не случайно задал вопрос об Агневском руднике... Ведь Дуэ Россия разрабатывала с 1853 года. Где же тут "самостоятельеность"? Да, приближенность к капиталистическим производствАм обуславливала некое опережение тех.прогресса в сравнении с окраинами огромной империи. Это объективный процесс. Но отгрузка сырья, даже передовыми капиталистическими средствами это признаки колониальной державы третьего мира. Разве не так? Россия была ВЫНУЖДЕНА пойти на уступки в виде концессий. Иначе был бы вооруженный конфликт решением вопроса? Так о чем речь? Благо это или нет для России? Я придерживаюсь ясной позиции- НЕТ!

Григорию

Здравствуйте, Григорий,

Я, конечно, не живу в Александровске, но по судьбе рудников в Агнёво есть следующая информация:
думаю, Вам известно, что по концессионному договору они достались в разработку не компании "Кита Карафуто Когио Кабусики Кайся" (как Дуйские и Владимирские), а "Сакай Кумиай", за спиной которой не стояло столь влиятельных учреждений, как МИД Японии... Это, во-первых.
Во-вторых, дела с углём у Японии на тот период обстояли гораздо лучше, нежели с нефтью. Разрабатывались собственные месторождения, при этом качество угля, по заверениям японских производителей-потребителей, было на уровне дуйских, поэтому экспортируемый уголь с Сахалина только приобретал в цене и был уже неконкурентоспособным на международных рынках. А затем стали накладываться еще и различные издержки, возникавшие из-за искусственно создаваемых советской властью бюрократических и административных барьеров, что также сделало угольный и даже нефтяной бизнесс! малопривлекательными.
Вообще, все больше склоняюсь к тому выводу, что нефтяные концессии на самом деле играли важное значение в обеспечении Японии сырьем, в то время как угольные были СТРАТЕГИЧЕСКИМИ объектами, эксплуатация которых просто поддерживала шахты в рабочем состоянии (по крайней мере до 1935 г.). Подтверждений пока не нашла, но из логики поведения видно, что они надеялись на возврат Сахалина и заняли выжидательную позицию.

Григорий Смекалов's picture

Спасибо за

Спасибо за информацию.А ссылочку на источник можно? По Владимирским рудникам (это Ноями-Мгачи)не встречал серьезных публикаций в свете концессий...В целом же информация не противоречит моему восприятию значения концессий для России...

Григорию

Если вам интересны именно угольные концессии, то ссылочку могу дать только на архивные источники:
АВП РФ ф. 146 п. 28 д. 17 - вся папка посвящена угольным концессиям, в том числе вопросу нерентабельности добычи.
Чувствую, ваша убежденность не сдвинется с мертвой точки отдельными доводами, приводимыми в данном обсуждении... надеюсь, что когда-нибудь мне хватит сил и времени закончить диссертацию на тему концессий, экземпляр которой обязательно вам перешлю:) Может быть в этом случае комплекс определенных фактов и событий посеет зерно сомнения и у вас.

ЕРМАКОВ-ДУЭ's picture

СМЕКАЛОВУ

ОГРОМНОЕ СПАСИБО, ГРИГОРИЙ, за присланный мне материал.
Правда, я столкнулся с непреодолимой мною трудностью:перевести весь этот БЕСЦЕННЫЙ МАТЕРИАЛ в WORD. Помогите пожалуйста!

1. Оч прошу вас, по мере возможности, размещать такого рода материалы в НАШЕЙ "Книге памяти: Дуэ-Октябрьск".

Эти знания НЕОБХОДИМЫ не только нам с вами. Они нужны и сегодняшнему поколению наших земляков, не помнящему родства ...

Я, было отчаялся, что все мои усилия связанные с возрождением ПАМЯТИ о нашей МАЛОЙ РОДИНЕ так и останутся благими намерениями, поскольку инертность мышления моих земляков стала большим препятствием на пути сбора "ЖИВОГО" материала из первых уст.

Я очень много раз обращался к своим землякам с просьбой - поделиться своими воспоминаниями о Дуэ и Макарьевке, о том, как сложились их судьбы ...
В ответ - в лучшем случае - гробовое молчание или обвинения в корысти:
один из анонимных авторов в своём посте писал: "... Этот Ермаков наберёт материал о Дуэ и Макарьевке, а потом издаст под своей фамилией книгу, получив гонорар в свой карман ..."

И так мне стало обидно! Нет не за себя! За то, как же поломала жизнь характеры моих мужественных, преданных родному краю, отчему дому, отзывчивых на чужую беду и радость земляков!

ПЛЮНУЛ ТОГДА Я НА СВОЮ ЗАДУМКУ ВЫПУСКА В СВЕТ НАШЕЙ ОБЩЕЙ, НАРОДНОЙ, ЖИВОЙ КНИГИ ПАМЯТИ. Очень уж задела меня за живое эта реплика.

Два года прошло с тех пор. И я, вопреки всему, стал СНОВА строить фундамент для будущего здания ПАМЯТИ.
Что из этого получится, покажет время. Будем надеяться на лучшее.

Хотел бы услышать ваше мнение по поводу:
ЕСЛИ УЖ ПИСАТЬ КНИГУ ПАМЯТИ, ТО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРИЁМОВ, А НЕ В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ЖАНРЕ.
Ведь многие страницы этой книги прдётся домысливать.
С другой стороны, КНИГА должна вызвать интерес не только у "продвинутых" земляков, а и у земляков далёких от исторического анализа...

Вобщем, ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВАМ за присланный материал. ВСКОЛЫХНУЛО душу.

Многих авторов и героев публикаций я знал лично:

- Иван Гаврилович Панин и его семья в своё время сыграли огромную роль в моей жизни. Я долгое время просто жил у них - в Панинском распадке, общался с их сыном (Володей) ... в их доме была хорошая библиотека ...
Моя мама сидела в тюрьме вместе с женой Ивана Гавриловича ...

- Павел Кашин был постояльцем нашей квартиры, состоящей из одной комнаты и небольшой кухонки. Позже, когда я уже работал в шахте, семья Павла переселилась в Александровск. Павел стал собкорром "Советского Сахалина". Это от него я получил первые заряды творчества.
Он - первый критик и редактор моих робких попыток создать ч.-л. собственное: проза, стихи ...

- с некоторыми из моих земляков я работал в одной лаве шахты "6-БИС" ...

Так что, мог бы получиться ЖИВОЙ разговор о жизни, но ... одних моих усилий НЕДОСТАТОЧНО.
Будем надеяться на лучшее ...

Искренне, с уважением Ваш Эдуард Ермаков.

Григорий Смекалов's picture

Мне кажется

Мне кажется Книга Памяти в определении нам понятном всеже документальный источник истории...Художественные приемы, призванные усиливать восприятие материала, по-моему принадлежность беллетристско-мемуарного жанра...Впрочем Вам виднее, Вы же литератор, не я...

ЕРМАКОВ-ДУЭ's picture

Смекалову

Я согласен с Вами, Григорий, что КНИГА ПАМЯТИ - документ времени.

Но ведь этот же материал может быть использован для художественного осмысления временной дистанции длинною в 100 лет.

Пока ещё рано говорить о книге, но я чётко представляю наше будущее "дитяти".
Главное, чтобы земляки прониклись. Из опыта общения с ними, я осознал всю тщетность навязываний, просьб ...

Особенно меня удивляет своей пассивностью - уходящее в вечность, старшее поколение земляков...

Эдуард

Очень

Очень интересный материал. Спасибо.

---
листогиб ручной

Шахта Октябрьская.Медвежка.

Южнее шахты Макарьевской 12 км находилась шахта Октябрьская, где добывали коксующийся уголь. От поселка Октябрьский вверх по ручью располагалась Средняя Межвежка, а в верховьях ручья - Дальняя Медвежка. Я родился в Дальней Медвежке, рядом находилась шахта, где добывали антрацит. Уголь добывали зимой, а летом вывозили по железной дороге двухосным паровозиком с четырьмя - пятью однотонными вагонами на промежуточный склад. У моря горы пониже, и с промежуточного склада уголь вывозили по другой железной дороге с колеёй пошире и паровозом мощнее, который тянул 5 пятитонных тормозных вагонов. Приходилось тормозить из-за большого уклона. В дождливую погоду были сходы с рельс на поворотах. На скале стоял опрокид, вагоны опрокидывали и уголь ссыпался по скале прямо на берег, откуда по транспортеру грузился на плашкоуты, далее на пароход. В 1958 году на верхнней дороге паровозик заменили электровозом. Работал на шахте Октябрьская дизилистом на электорстанции в 1960-1962 годах.Нач. шахты Якунин, гл. инж. Борщ. В 1963 году шахты были закрыты. Не стало поселков: Октябрьский, Ср. Медвежка, Медвежка, Переселенка, Рыб-завод Черная речка.

Концессия

Здраствуйе,

Я ищу материалы о концессиях. а точнее есть ли международные конвенции о концессие? если да то как она назевается и где я могу найдти? Спасибо всем

не стало Октябрьского

А почему же его не стало????? Прошу встать