Если говорить о "Михаиле"

Григорий Смекалов's picture
Если говорить о "Михаиле"

Это фото гораздо интереснее.Оно тоже имеется в журнале "СССР на стройке" № 12 за 1934 год. Но я взял более качественное ЭТО ЖЕ фото из книги В.М.Канторовича "Сахалинские очерки" 1935 г. Издание уже третье. А второе вышло на английском языке и называлось "СОВЕТСКИЙ САХАЛИН" (Не хабаровское продолжение, не приморское - для апологетов "65-летия". Весь мир тогда знал нас как ОТДЕЛЬНУЮ область)Снимок не позже 1932 года (год первого издания)...

Нравится

Comment viewing options

Выберите нужный метод отображения комментариев и нажмите "Сохранить установки", чтобы активировать изменения.

Главной

Главной причиной изменения русла реки был перенос песка ветром от порта до устья. Всё лето, при господствующих южных ветрах, в сухую погоду, с утра до вечера и особенно в отлив, можно было наблюдать с сопки у порта и с рейда, песчанную "позёмку" от порта до устья. Песок попадая в речку, выносился течением дальше в море, и откладывался справа или слева от устья, в зависимости от приливо-отливных течений. Дополнительно к этому, вывозился песок всеми кому не лень, в основном строительными организациями района, и не только нашего. Именно с того места где сейчас русло. До устья просто было лень ехать. В 70-х годах уже были разговоры о том, что когда-нибудь, вода промоет перемычку, которая с каждым годом становилась всё уже и уже. Это был вопрос времени.

Ковш, это уже

Ковш, это уже другая тема. Песок в ковш штормами намыло. Причалы с северной стороны не сплошные, а на отдельных ряжах. Песок, во время шторма, вместе с водой попадает в относительно спокойную воду ковша и оседает на дно. Раньше, каждую навигацию, в ковше проводились дноуглубительные работы с весны и до осени. Были 2 специальные шаланды для вывоза грунта в море. Примерно с 1969г. дноуглубительными работами занимались эпизодически, то бульдозер по отливу загонят, то японский подводный бульдозер из Холмска привезут на несколько дней, то краном в самосвал где-нибудь, что-нибудь грунтом отсыпать. А последние годы дноуглубительных работ совсем не проводилось. Новые хозяева выжали всё, что можно и бросили. Японские порты и ковши глухие. И входы молом прикрыты, что-бы волна напрямую не заходила. Во время шторма в таком количестве грязь и песок не попадает.

устье

Как то раз, глядя на заваленное устье старыми ржавыми кораблями – спросил у одного толкового дяди «как так…». Он рассказал мне о последствиях этого беспредела: река нашла новый выход у порта – далее стало замывать ковш и особенно рейд (путь баржам с углем). Нанесенный ущерб он оценил не менее 1 млд.руб. Я уточнил, а при каких обстоятельствах корабли оставили в устье. По его словам: был один «хозяйственный» малый (бывший милиционер) на косе, при попустительстве властей и нахозяйничал… Толковый дядя перелагал руководству района зимой взрывать устье динамитом, но не захотели этим заниматься.

Григорий Смекалов's picture

Замечательный

Замечательный снимок, который начал жить "своею жизнью", обрастая комментариями и предположениями по дате и автору.Обращаю Ваше внимание, что в печать издание со снимком было сдано осенью 1932 года. Автор его едва ли не самый известный советский фотограф Макс Альперт-
http://www.peoples.ru/art/photo/max_alpert/
Его становление, как классика фотографии, проходило на страницах журнала "СССР на стройках" под редакцией А.М.Горького. № 12 за 1934 год был полностью посвящен Северному Сахалину. Сегодня на выставках и в альбомах посвященных творчеству М.Альперта наряду с фото Магнитки, Турксиба, Ферганского канала и других знаковых строек 1-й пятилетки люди знакомятся с сахалинскими героями довоенных пятилеток. Кто-то, может в первый раз увидел на фото сахалинскую землю и Александровск...

Анатолий Ромасюк's picture

Действительно замечательный снимок!

Это фото я впервые увидел в книжке Канторовича принадлежащей Г.Н.Смекалову, ещё в 84 году. Очень редкая книга. Не знаю, есть ли её экемпляр в городской библиотеке.
Действительно замечательный снимок. Ещё не было Нефтебазы и песчаной насыпи под неё, она, намытая, вместе с Нефтебазой появилась позже.
Не видно что-то и складов на побережье, между портом и устьем. Их действительно не видно, или их ещё не было? Вроде они у нас считаются "каторжанской" постройки...
Видны городские строения в районе ул.Учебной... "Каторжанское" кладбище как известно ликвидировали именно в это время, в 31-е - 32-е годы.
Хотелось бы ответить Александру, про динамит в устье по "предложению толкового дядьки" но... Решил оставить этого "дядьку" в покое. Это же не относится к этому снимку М.Альперта начала 30-х годов.
Сей момент посмотрю про его работы, неужели фото его?! Ого-го!

Григорий Смекалов's picture

Каменный склад

Каменный склад т.н."Бриннеров", потом бытовой химии ОТБ я Толик вижу...Книга Канторовича третьего издания с данными снимками в городе только у меня.Недавно сделал себе подарок выписал по почте Канторовича 1965 года. Фото нет, но там МНОГО о Винокурове, Боришко, гиляцкой фрейлине и др.Такая в библиотеке ЕСТЬ!

Склады Сахснаба

Так называемые "склады Сахснаба в районе порта". Ударная стройка, ход строительста, неоднократно, освещался в прессе тех лет. В работе принимали участие три бригады строителей: Усова, Проценко, Чемель. Первый склад был построен 30 августа 1935 года. После этого, все три бригады продолжили строительство второго склада (в это время в нём уже шла настилка полов). Есть все основания полагать, что и второй склад был достроен до конца 1935 года.

Григорий Смекалов's picture

Я думаю А.Ф. и

Я думаю А.Ф. и пишет о тех двух деревянных складах ОТБ с уникальными арочными стропилами, что вспоминает Анатолий. Скорее всего их год постройки 1935 (что и говорит о более раннем снимке М.Альперта. А тема "каторжанских" времен возникла из того, что в КОМПЛЕКС складов на косе ОТБ входил и каменный (бутозасыпной) склад Бриннеров(используемый под бытовую химию.Туда часто в 80-90-х подкопом совершали кражи клея и ацетона токсикоманы...). Горожане по привычке датируют строения до советской постройки каторжным периодом. Если быть точным, то склад Бринера построен не раньше 1908 года (т.е. каторги уже не было) А постройка очень похожа по качеству материала на фундамент и стены первого этажа радиостанции 1911 года (в конце ул.Осоавиахимовской).

Мне, Г.Н.

Мне, Г.Н. попадалась заметка, где было написано, примерно следующее: - С мыса Жонкьер хорошо были видни строящиеся склады Сахснаба... Упоминаемые арочные склады отнести к району порта затруднительно (подчёркиваю это), они находятся (находились)на берегу устья реки и их не видно с Жонкьера. Там же, в устье, базировался, в том числе, и флот леспромхоза. Отсюда и основания полагать, что это склады леспромхоза. Не стоит забывать, что всё снабжение острова шло через порт и было бы бессмысленно строить склады Сахснаба в районе устья. Скажу более, позже было построено ещё три склада, один с правой стороны от дороги между сопкой и портом. А два других, из гофрированного железа (в начале 60-х они назывались склады Сахторга)перед портом, на правой стороне (лицом к морю)улицы Портовая. Там где была конечная остановка автобуса.

Григорий Смекалов's picture

Не знаю какую

Не знаю какую точку на мысе Вы имели ввиду А.Ф. И снимок М.Альперта и мой , например,
http://aleksandrovsk-sakh.ru/node/7972
сделаны с мыса ЖОНКИЕР. Коса со всеми сооружениями как на ладони. Далее, на косе не только портпункт С-СЛПХ находился , но и портпункт ТОРГА (с отдельным причалом)и склады таки ВСЕГДА принадлежали им.Это, если захочет, пояснит Ирина Яковлевна.

Ну то, что

Ну то, что арочных складов, с Жонкьера не было видно, здесь я ошибаюсь (внимательно рассмотрел фото). Но это ничего не меняет. Арочных складов леспромхоза на фото нет.

На этой

На этой фотографии два деревянных склада торговой базы не видны. Они стоят дальше от берега за каменным складом Бриннера. Построены здания складов до 1925 г. Мое мнение - конец позапрошлого века. Во-первых, конструкция фундаментов. Бутобетонная кладка, аналогичная кладке подпорной стены на месте складов Кунста и Альбертса. Но по периметру через каждые 2 метра вмурованы большого диаметра столбы из лиственницы. Во-вторых, конструкция стропил аналогична стропилам Манежа в Москве (когда по телевизору увидела кадры реставрации Манежа, обалдела...один в один...КРУЖЕВА). В-третьих, ни одно из зданий складов, в том числе постройки 30-40-х годов не имело такой конструкции крыши: полукруглой, чуть заостренной в середине. В- четвертых, на всем огромном пространстве складского помещения не было НИ ОДНОЙ несущей колонны, тем более каких-либо перегородок. Когда склады в 1993 г. передавались в леспромхоз, в них собирались обустраивать ангар для буксиров (!)
Уникальные сооружения просто разобрали НА ДРОВА....