Взаимосвязи

Взаимосвязи
Итак, как стало известно, площадка для создания мощного лесоперерабатывающего завода определена в Александровске-Сахалинском.
Напомним, что данный завод будет строиться в рамках приоритетного инвестиционного проекта, призванного возродить лесную промышленность острова. Реализовывать его берется компания "БМ-Сахалин" с привлечением китайских инвесторов и некоторых средств областного бюджета.
Проект рассчитан на заготовку леса в Александровском, Тымовском, Смирныховском, Охинском и Ногликском районах (суммарное производство 740 тысяч кубометров круглых лесоматериалов). Его центром должен стать упомянутый завод, который с выходом на проектную мощность будет производить около 200 тысяч кубометров сушеного пиломатериала и 370 тысяч кубометров технологической щепы - из низкотоварной древесины балансовой группы и дровяной древесины. Поставки готовой продукции будут ориентированы на рынки стран северо-восточной Азии и Евросоюза.
(Сразу проигнорирую неизбежные стенания по поводу "новой неоколониальной политики" хотя бы потому, что лучший александровский (да и в целом сахалинский) лес еще с 30-х годов прошлого века готовился исключительно для Японии).
Проектом предусмотрено, что при заводе будет создана мини-ТЭЦ, работающая на отходах производства (до 187 тысяч кубометров в год).
Первоначально предполагалось, что лесозаготовки будут вестись на севере (узловые станции Ныш и Победино), а завод встанет где-то на юге, возле незамерзающего порта, способного обеспечить круглогодичную отправку продукции. При этом мнения склонялись в пользу Горнозаводска.
Однако затем инвесторы просчитали "транспортные издержки, близость к лесосырьевой базе, конъюнктуру внешнего и внутреннего рынков" и приняли иное решение.
В эти детали вдаваться не будем. Очевидно, логистика поставки сырья на завод и отправки готовой продукции на экспорт в "БМ-Сахалин" действительно изучена и рассчитана.
Просто порадуемся за Александровск-Сахалинский. В минувшие годы район практически полностью растерял всю свою промышленность. Несколько десятков тысяч тонн добытого здесь за год угля и пара сотен тонн рыбы и морепродуктов - это, согласитесь, не промышленность. И 120 миллионов рублей собственных годовых доходов районного бюджета (напомним, что строительство среднего детского сада обходится в 250 миллионов рублей) - это не те деньги, на которые можно жить целому району.
И вот теперь здесь в недалеком будущем (к 2016 году) появится мощное производство с рабочими местами и налогами. А в северных селах района, наконец-то, появятся дрова. Ну, а Горнозаводску останется уголь - его там разрабатывают весьма мощно.
Однако не все так просто в этой жизни. Взглянем на ситуацию шире. Как сказано в инвестиционном меморандуме проекта, "ежегодный объем лесных грузов, перевозимых по железной дороге в направлении север-юг, после выхода предприятия на проектную мощность составит 700 тысяч кубометров".
Их, этих тысяч кубометров, уже не будет.
А между тем железная дорога уже ежегодно снижает грузооборот. В прошлом году было отгружено на 8 процентов меньше, чем в позапрошлом, в нынешнем снижение планируется еще большим - на 26 процентов!
Две трети в объемах перевозок занимал уголь (в прошлом году 1,5 миллиона тонн), но в ходе идущей по югу области масштабной газификации эти объемы постоянно сокращаются. И заместить их нечем. Даже в перспективе (был лес, да и его не будет).
А это означает очередное сокращение всего и вся по всему железнодорожному комплексу.
Обывателю, понятно, все эти погрузки-разгрузки даром не нужны.
Но есть ведь еще и пассажирские перевозки, а это без малого 800 тысяч человек в год. И падение грузооборота не может не сказаться на их организации - железнодорожный комплекс, при всей его нынешней формальной раздробленности, все-таки един.
Уже сейчас пригородные поезда существуют исключительно за счет дотаций областного бюджета. Не придется ли бюджету брать на себя и дальние поезда?
А то все может свалиться в известный дурной процесс - "меньше объемы - больше цены, больше цены - меньше объемы" и так - до полного коллапса, после которого останется только продавать "рельсы на дрова".
Означает ли это, что автор призывает вернуться к тому, что было в первоначальном варианте "приоритетного инвестиционного проекта"?
Нет, не означает.
Тогда на чьей он стороне?
Ни на чьей.
Есть множество гораздо более заинтересованных сторон (включая и тех, кто вообще хочет запретить вырубку лесов, а также тех, кто считает подобные проекты вообще бессмысленными) - вот пусть они и бьются за правду, которая у каждого своя.
Задача же автора - напомнить любителям "своей правды", что все у нас взаимосвязано, и что эти взаимосвязи нельзя не учитывать.
Ну и добавлю - есть у нас в области одна такая структура, которая и должна учитывать все вышесказанное, так что все возможные претензии - к ней.

С. Морозов
ИА Sakh.com

Нравится