Хрущев и льготы

vvsc's picture

В продолжение темы о льготах помещаю здесь эту статью. Она была под-отовлена для прошлогоднего журнала "Родина", посвященного Сахалинской области. Но при предварительной редактуре были внесены изменения, которые меня принципиально не устраивали. Поэтому статья вышла под другим авторством, хотя и со ссылкой на меня. Желающие могут в библиотеке найти этот номер журнала и сравнить два варианта.

Н.С. Хрущев и сахалинские льготы

Оценивая последствия визита Н.С. Хрущева на Сахалин в октябре 1954 г., сахалинцы довольно единодушны. Среди островитян господствует мнение, что это событие стало основной причиной окончания «золотого века», когда любой мог в короткий срок заработать большие деньги. Следует, однако, разобраться, насколько объективно общественное мнение по этому вопросу.

В августе 1945 г. Советский Союз, верный союзническому долгу, вступил в войну с Японией. Среди условий вступления в войну, оговариваемых на Крым-ской конференции в феврале 1945 г, предусматривалось возвращение СССР южной части Сахалина и передача Курильских островов. Через четыре месяца после окончания войны, Указами Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г. Южный Сахалин и Курильские острова были включены в Юж-но-Сахалинскую область Хабаровского края РСФСР, а от 2 января 1947 г. – в объединенную Сахалинскую область РСФСР.
Приобретения СССР на Дальнем Востоке таили в себе две серьезные проблемы. С одной стороны, Сахалин, по выражению американского историка Джона Стефана был восточноазиатским «Эльзас-Лотарингией»
т.е. яблоком раздора между Россией и Японией и в течение 90 лет (1855-1945 гг.) четырежды менял хозяев. Сам факт приобретения СССР этих территорий до сих пор не оформлен международными правовыми актами.
С другой стороны, территория Южного Сахалина была японцами непло-хо освоена и заселена. В результате проведенной в 1946 г. национализации в собственности СССР оказалось более 800 крупных и средних предприятий ба-лансовой стоимостью 554,5 млн. руб. . На юге острова имелась сеть грунтовых шоссейных и железных дорог, семь морских портов. В 1945 г. население губер-наторства Карафуто насчитывало 391 тыс. чел. Сложность внешнеполитиче-ского статуса Сахалинской области и необходимость инкорпорации японского наследства в систему советской плановой экономики требовали незамедлитель-ной репатриации японского населения и замещения его советскими граждана-ми, что позволило бы закрепить де-факто приобретенные территории за Совет-ским Союзом.
Репатриация была проведена в основном организованно. К маю 1948 г. было репатриировано 357 тыс. чел. , а к началу 1949 г. на Сахалине остались только японцы в составе немногочисленных смешанных семей. Одновременно на Сахалине началась переселенческая кампания. Основными стимулами к пе-реселению стали льготы и перспектива высоких заработков. Согласно Поста-новлению СНК от 2 февраля 1946 г. № 263, ставки должностных окладов на Сахалине устанавливались в полтора раза выше действовавших в Хабаровском крае . Предусматривались: выплата через каждые шесть месяцев 10-процентных надбавок в размере до 100 % оклада; дополнительные отпуска про-должительностью 18-30 дней, допускалось соединение полностью или частич-но отпусков, но не более чем за три года. В свою очередь, предприятия оплачи-вали стоимость проезда в отпуск и обратно; стоимость проезда работника и членов его семьи к месту постоянного жительства в случае окончания трудового договора; предоставляли жилую площадь. При исчислении трудового стажа, дающего права на пенсию по старости, инвалидности или болезни, один год ра-боты считался за два. В последующие три года вышел ряд постановлений, расширяющих и дополняющих объем льгот.
«Золотой дождь» возымел свое действие и на Сахалин устремились сотни тысяч переселенцев. Если в 1946 г. в Южно-Сахалинской и Сахалинской облас-тях находилось 170.7 тыс. советских граждан, то в 1950 г. в объединенной Саха-линской области – 657.1 тыс. На первых порах, невзирая на довольно высокий процент обратной миграции (54.7 % всех работавших в 1946-1950 гг.) , кадро-вые проблемы решались относительно успешно за счет вербовки людей в евро-пейской части страны.
Рост числа переселенцев, однако, не сопровождался адекватным внимани-ем власти к социальным вопросам. Один их сахалинских чиновников тех лет вспоминал: «… за десять лет после освобождения южной части Сахалина было мало построено жилья, школ, медучреждений, крайне мало сделано по благоус-тройству города (Корсаков – авт.)» . В начале 50-х гг. порочность сложившейся кадровой политики стала очевидной, но, до поры до времени, иные варианты не рассматривались. Визит Н.С. Хрущева на Сахалин в конце октября 1954 г. ока-зался как нельзя кстати. Определяя цель визита во время беседы с жителями г. Корсаков, Хрущев заявил, что «… здесь необходимо крепить оборону и экономику, необходимо увеличивать количество населения, полнее осваивать богатства острова, закреплять людей на этой земле, так как от временщиков толку не будет» .
Первые же высказывания Хрущева заставили насторожиться собравшихся. Едва сойдя на сахалинский берег, Н.С. Хрущев заявил, что живется здесь, видимо, неплохо, почти как в Сочи, только еще и с северными льготами, и на иждивении государства . При этом лидер страны негативно высказывался по поводу слишком большого количества сахалинских льгот .
23 октября глава государства выступил с приветственным словом перед южносахалинцами, в котором повторно выразил свою позицию. По его словам, Сахалин еще не стал привлекательным местом для постоянного проживания. Население здесь превращается в подобие прежних золотоискателей, которые приезжают “...хапнуть, что можно, а затем скорее уехать с большим мешком де-нег. Надо, чтобы жители Сахалина закреплялись здесь, оставались постоянно жить и работать. Для этого нужно дать ему ссуду для обзаведения, хороший дом, корову, птицу; создавать больше строительных организаций, чтобы они строили жилье, школы, больницы, детские ясли, магазины, другие культурные и бытовые учреждения, благоустраивать населенные пункты. Условия жизни трудящихся здесь должны быть уравнены с условиями материка” .
Речь Н.С. Хрущева не была экспромтом, как принято считать среди саха-линцев. По сути, это была идея новой кадровой политики – отказаться от массо-вого завоза переселенцев и перейти к формированию постоянных кадров путем укоренения имеющегося населения. В целом же, Сахалин произвел на Хрущева гнетущее впечатление. В записке в Президиум ЦК КПСС от 2 ноября 1954 г. «О поездке по Дальнему Востоку и Сахалину» негативно отозвался о партийных руководителях области, считая их некомпетентными людьми. Южно-Сахалинск (Хрущев назвал его «Ново-Сахалинск») поразил своей непригляд-ным видом, изношенностью старой японской застройки, безразличием людей, живущих в таких условиях . Запущенность островного хозяйства, гигантские расходы на кадровую круговерть только укрепили уверенность Хрущева в сво-ей правоте.
Реализация идей Хрущева не заставила себя ждать, но первоначально раз-вивалась в направлении придумывания всяческих ограничений. В Постановле-нии Совмина СССР № 180 от 8.02.1956 г. “О мероприятиях по созданию посто-янных кадров на предприятиях и стройках Сахалинской области” территория области, за исключением Курильских островов, Восточно-Сахалинского, Охин-ского и Рыбновского районов исключалась из списков районов Крайнего Севера и причислялась к районам, приравненным к Крайнему Северу. Количество над-бавок было ограничено пятью, но для работников, успевших к 1.02. 1956 г. за-работать максимум надбавок, их количество сохранялось. В соответствии с Ука-зом Президиума ВС СССР от 10.02. 1960 г. “Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местах, приравненных к районам Крайнего Севера” надбавки должны были начисляться уже через каждые два года. Их количество ограничивалось пятью для районов, приравненных к Край-нему Северу и восемью – для районов Крайнего Севера. Надбавки можно было начислять на заработок в размере до 3000 руб. (до 300 руб. – после денежной реформы 1961 г.).
Необходимо, однако, сказать, что последствия этих ограничений были не-однозначными. Сильнее всего они ударили по новоселам, не успевшим зарабо-тать всех надбавок. В 1960 г. 80.3 % от числа уволившихся отработали на пред-приятиях области менее пяти лет . Однако, если принять во внимание сохра-нившийся уровень доходов старожилов, то становится очевидным, что эта кате-гория ничего не потеряла. В начале 60-х гг. старожилы составляли 44.9 % насе-ления . Все же средняя заработная плата значительно сократилась и в начале 60-х гг. превышала среднероссийский уровень всего на 16% . Это не могло компенсировать моральные и физиологические потери, связанные с проживани-ем в неблагоприятном регионе. Как следствие, произошло сокращение числен-ности населения с 663, 7 тыс. чел. в 1956 г, до 615.0 тыс. в 1970 г.
Таким образом, «упорядочение», не сопровождаемое активным социаль-но-культурным строительством, оказалось серьезной политической ошибкой, создавшей значительные кадровые проблемы. Видимо, это было не совсем то, чего хотел Хрущев. Лишь после того, как в начале 60-х гг. в Сахалинской облас-ти наступил кадровый кризис, началась реализация второй части хрущевского плана.
В середине 60-х гг. была разработана широкомасштабная программа жи-лищного, социального и культурного строительства. За годы восьмой пятилетки (1966-1970) было построено 1250.6 тыс. кв. м жилья, при этом происходил по-стоянный рост темпов сдачи жилья в эксплуатацию. В городах и поселках бы-ла построена 41 школа, 7905 мест в детских яслях и 933 места в детских садах, построено клубов и кинотеатров на 8320 мест. . В течение 1971-1980 гг. жители области получили 52 238 благоустроенных квартир. Строились десятки пред-приятий сервисного обслуживания. Все это позволило в конце 70-х гг. прибли-зить область по многим социальным показателям к среднестатистическому российскому уровню .
Помимо этого, Указом Президиума Верховного Совета СССР № 882 от 8.07.1967 г. “О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Се-вера и в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера” жители Саха-линской области вновь приобретали ряд льгот: начисление надбавок через 6 – 12 мес. в размере 50 – 80 % от основного оклада; снижение пенсионного воз-раста до 55 лет для мужчин и 50 лет – для женщин; увеличение втрое пособий для молодых специалистов; предоставление дополнительных отпусков продол-жительностью 12-18 дней; оплата проезда в отпуск и обратно один раз в три го-да и др . В совокупности это способствовало улучшению качества жизни, рос-ту доходов местного населения, что, в свою очередь, привело в середине 70-х – 80-е гг. к устойчивому увеличению численности населения за счет естественно-го прироста. В 1970 – 1989 гг. количество жителей увеличилось с 615.6 тыс. до 709 тыс. В 1970 г. среди пришлого населения 50.1% были старожилами . В 1985 г. - 61.0 % .
Отсюда вытекает, что посыл Н.С. Хрущева к населению и местным вла-стям изначально был верен. Многочисленные льготы способны на время вы-звать приток населения на отдаленную территорию, но не способны его удер-жать на месте. Лишь долговременная мотивация и приемлемые условия жизни смогли сформировать постоянное население в Сахалинской области.

Нравится

Comment viewing options

Выберите нужный метод отображения комментариев и нажмите "Сохранить установки", чтобы активировать изменения.

Бездумные

Бездумные инициативы Н.Хрущёва нанесли чрезвычайный вред экономике и развитию Дальнего Востока и в частности Сахалина.Похожая с Сахалином ситуация была и в Приморском крае. Н. Хрущев в 1959 году на обратном пути из Америки заехал во Владивосток и попал в благодатное приморское "бабье лето". А узнав о том, что Владивосток к тому же находится на широте курортного Сочи и благодатного Краснодара, распорядился все северные льготы отменить. Их вернул десятка полтора лет спустя следующий генсек Л.И. Брежнев, а в народе с тех пор особенной популярностью стала пользоваться прибаутка "широта крымская, долгота колымская".Главной проблемой Сахалина и Дальнего Востока, что уже с десяток лет признают и представители всех уровней власти, стала демографическая.Непрекращающийся отток населения с окраин бывшей империи СССР,и прежде всего с Сахалина, на фоне низкой рождаемости.

В чем был

В чем был абсолютно прав Н. Хрущев, так во вреде временщичества. Деятельность временщиков наносит вред гораздо больший, чем природные катаклизмы. Эта земля для них - плацдарм для карьеры и наживы, не более. "Хапнуть и свалить, а после нас хоть потоп." По воле случая мне довелось пообщаться с одним из тех "вербованных", недолго пожившим на Сахалине. Вспоминал остров с ностальгией, но грела его возможность "грести без меры" рыбу и икру из нерестовой речки и безнаказанно воровать мешками овощи с колхозных полей. Но как только халяву прижали, быстренько смылся в теплые края, устраивать красивую жизнь на Северном Кавказе. Последствия своей деятельности ему были "по - барабану". Вирус временщичества у приезжих заразил значительную часть коренных жителей. Та же неуемная алчность, цинизм и безответственность. Взять от Сахалина все, сейчас и сразу. Что будет с регионом дальше - плевать. Временщики - те же оккупанты.

vvsc's picture

Идея,

Идея, доведенная до абсурда, становится своим антиподом и приносит обратные результаты. Абсурдность в нашем случае заключалась не в отмене льгот,а в отсутствие иных стимулов. В 1960 году получилось так: мы вас сюда привезли, обманули, а теперь живите как знаете.Система не смогла или не захотела)преложить иное в силу потенциальной затратности. Обеспечить жильем, привезти фрукты, построить нормальные дороги... и т.п., т.е обеспечить хотя бы среднероссийский стандарт, - все это стоит дороже на первом этапе, чем дать надбавки и коэффицинты, проезды. Но деваться было некуда, регион спорный... Вот власть и пошла на гигантские затраты со второй половины 60-х гг. На демографии это отразилось положительно, но только с середины 70-х гг. С этого времени и до начала 90-х численность населения возрастала исключительно за счет естественного прироста, сальдо миграций было нулевым , абсолютные показатели миграций - мизерные(если интересно, могу выложить соотвествующие стат. таблицы этого периода)

vvsc's picture

Депопулячция

Депопуляция населения Сахалинской области идет с 1992 года и по сей день.

vvsc's picture

В 90-е годы в

В 90-е годы в высших эшелонах власти искренне считали, что депопуляция благо для населения.
Советская методика освоения «северов» основывалась на строительстве предприятий в непосредственной близости от источников сырья и создания при них более-менее развитой транспортной инфраструктуры. Как правило, возле таких предприятий вырастали поселения работников. Наличие постоянного населения демонстрировало степень освоения того или иного региона. Однако, в середине 90-х гг. этот принцип стал постепенно замещаться идеей использования вахтового метода освоения севера России. После долгих обсуждений Правительство РФ приняло Постановление “О реформировании системы государственной поддержки районов Севера” № 1664 от 31 декабря 1997 г., которое подвело базу под коренное изменение государственной политики по отношению к проблеме заселения северных регионов. Государственная поддержка мер, направленных на “...оптимизацию численности населения, повышение адресности государственных гарантий и компенсаций с учетом складывающейся в регионе демографической ситуации и реальных миграционных потоков” была провозглашена приоритетным курсом правительства. Заинтересованным ведомствам предлагалось разработать концепцию формирования трудовых ресурсов с учетом потребности северных районов, а также разработать и утвердить положение о вахтовом методе организации работ.

vvsc's picture

Система

Система сработала на вахтовый метод по факту. Севера пустеют быстрее юга. В поезде от вахты не протолкнешься. Да и Александровские ребята вахтуют.

Сергей Харченко's picture

Совершенно

Совершенно непродуманная схема, как в прочим, и подавляющее большинство решений 90-х годов.

vvsc's picture

Как сказать. Не

Как сказать. Не все так просто. В условиях дикого рынка 90-х градообразующие предприятия испытали на себе всю тяжесть инфраструктуры, которую содеражали при советах. Как только они скинули себя школы, сады, так и началась разруха. У нищих муниципальных бюджетов не было средств содержать социалку. Думаю, вахта пока - это меньшее из зол. По крайней мере, семьи вахтовиков живут в достойных условиях, а не в поселках типа Катангли.

Проблема вахты

Проблема вахты в другом. Нынешняя бюджетная политика такова, что муниципалитеты с вахтовых структурных подразделений не получают в полном объеме налоговых отчислений. Хорошо,если такое подразделение зарегистрировано как филиал на муниципальной территории. В большинстве случаев основной для муниципалитета налог с доходов физических лиц остается в региональном центре, где зарегистрировано головное предприятие. Центр аккумулирует эти средства и потом "с барского плеча" перераспределяет нищим местным бюджетам.

Да, конечно вы

Да, конечно вы правы, я вас поддерживаю полностью в этом вопросе.Поэтому государственно и масштабно мыслящие губернаторы призывают президента и правительство не поддаваться давлению антигосударственной ориентации кучке олигархов управляемой привилегированным меньшинством "прогрессивно мыслящих интеллигентных людей".Отказаться от идеологии вахтового освоения природных ресурсов на Севере и начать масштабное заселение северных территорий.

Сергей Харченко's picture

Ирина конечно

Ирина конечно права, вахтовый метод освоения природных ресурсов - это разграбление, без какой-либо отдачи территории. Эти варяги сидят не в районных городках, не в областных. Бери выше прямо - в Москве. Потому там 80% денег страны, а регионам шиш. Всегда было так: хочешь освоить территорию -обустраивай ее и обустраивайся сам, тогда ни кто не выгонит.

Так и есть

10 лет назад я работал в одной из дочек ЛУКОЙЛА, занимался внутренним ценообразованием - наша задача была - у дочки прибыль =0, а у головной компании - остальное. У добытчиков то же прибыль=0. Гайдар бился с этой проблемой... Сегодня в Москве грандиозное строительство дорожных развязок (город в руинах). А вот сами москвичи обижаются, что запад обворовывает их...

Видите ли Вы

Видите ли Вы пути решения этой проблемы, хотя бы в будущем, хотя бы в принципе?

Прохоров

Прохоров

Сергей Харченко's picture

Сталин.

Сталин.

Сегодня на всех

Сегодня на всех властных уровнях озабочены сокращением численности населения Дальнего Востока, что даже в Кремле многим уже стало понятно, что потеря людей это в перспективе потеря территорий. И план Гайдара об "экономической нецелесообразности" содержания Северов давно потерял своих сторонников.По словам полпреда В.И.Ишаева он давно стучится в кабинеты Кремля с этим наболевшим вопросом. Я очень надеюсь, что у Путина терпение скоро лопнет, нужно что-то решать с этим вопросом.
Думаю,что стоит надеяться на Путина. Правое дело и Прохоров кремлёвский одноразовый проект....

vvsc's picture

В 2003 году я

В 2003 году я участвовал выездном заседании Государственной думы, т.н. парламентские слушания здесь в Южном. Вы не поверите,но вопрос стоял также: депопуляция Дальнего Востока и как с ней бороться. У меня был доклад на эту тему, Зачитать не дали, но к протоколу подшили. Прошло 10 лет...