Александровск-Сахалинской городской прокуратурой в рамках надзора за исполнением положений Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности проведена проверка.
Александровск-Сахалинской городской прокуратурой в рамках надзора за исполнением положений Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ №294-ФЗ), а также надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.
Федеральным законом от 13.07.2015 №246-ФЗ внесены изменения в ФЗ №294-ФЗ. В частности, указанный Федеральный закон дополнен статьей 26.1. Особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства. Федеральным законом от 13.07.2015 № 263-ФЗ (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 №263-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе в ФЗ №294-ФЗ.
На территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» осуществляются следующие виды муниципального контроля: контроль в сфере благоустройства, контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах городского округа «Александровск-Сахалинский район», контроль в области торговой деятельности, контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, контроль за использованием и охраной недр, земельный контроль, жилищный контроль.
Вместе с тем, регламенты осуществления муниципальной функции указанных видов муниципального контроля, а также положения об органах, ответственных за их осуществление, не соответствуют федеральному законодательству.
В частности проведенной проверкой установлено, что муниципальные правовые акты не содержат ограничений на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, а также право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на обращение в орган контроля об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.
Кроме того, не учтены изменения федерального законодательства о том, что при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом».
В соответствии с п.п. «ж» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил является отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
По результатам проверки муниципальных правовых актов принесено 10 протестов, в адрес и.о. мэра городского округа «Александровск-Сахалинский район» внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Рассмотрение актов прокурорского реагирования находится на контроле в городской прокуратуре.
Городской прокурор
младший советник юстиции
Д.В. Петропавловский
Е.Н. Тен, тел. (42434) 42251