Агневский труженик

На выставочной площадке станции Южно-Сахалинск появился миниатюрный паровоз. Выкрашенный свежей краской в контрастирующие черный, красный и белый цвета, он словно сошел с картинки. Узкоколейный маневровый удачно вписался в арочный проем многотонного горнопроходческого щита, тоже ставшего музейным экспонатом-2008. В таком ракурсе локомотив эффектно смотрится, он будто выезжает из тоннеля, построенного или реконструированного с помощью щита. Экспонату 71 год. Этот паровоз построен в 1937 году на Новочеркасском локомотивостроительном заводе им. С. Буденного и в 1940-м отправлен на вывозку угля из Агневского рудника Александровского района в помощь другому маневровому, выпущенному Коломенским заводом в 1930 году. После ликвидации японской каменноугольной концессии рудник «Агнево» простаивал несколько лет. Ставилась задача с мая 1939 года начать строительство пристани на берегу и узкоколейного пути к руднику, чтобы запустить его в работу. К 1940 году ценой героических усилий населения Агнево была проложена железная колея. По ней до конца того же года новочеркасский локомотив вы-вез для погрузки на плавсредства 25 тыс. тонн угля. В военное лихолетье обе машины трудились на технологической цепочке «рудник – берег». А в 1945-м угольное предприятие было законсервировано, локомотивы были оставлены у угольных складов. В 80-х годах краеведы из турклуба «Пилигрим» Е. Первухина и М. Лозовой, а также экспедиция областного краеведческого музея под руководством В. Шубина обнаружили лежавшие на боку, покрытые толстым слоем ржавчины паровозы в заболоченном русле ручья, заросшего ольхой, березой и высокотравьем. Возникла идея спасти эти памятники трудовой славы сахалинцев и установить коломенский локомотив на территории областного краеведческого музея, а новочеркасский – в Александровском филиале этого же музея. Но осуществить задуманное не удалось. Лишь в 2007 году начальник Сахалинской железной дороги С. Тишкин, узнав об агневских локомотивах, решил определить их в музей островной железной дороги. В Александровск-Сахалинский район были откомандированы начальник административно-хозяйственного отдела управления дороги С. Гришин и помощник начальника дороги Е. Ермаков. Они оценили обстановку, подготовили вертолетную площадку. Винтокрылый Ми-8 по очереди доставил 14-тонные машины на станцию Онор. Там их погрузили в полувагоны и привезли на тепловозовагоноремонтный завод областного центра. Реконструкцией занялись мастера ООО «Проект-17». На восстановление новочеркасского локомотива ушло три месяца. Как рассказал директор музея Ю. Проселков, второй паровоз будет установлен на территории завода как памятник истории железнодорожной техники. Столь бережному отношению к прошлому у тружеников островной магистрали можно только поучиться. По инициативе С. Тишкина они собрали уникальную коллекцию отечественной и японской техники, аналогов которой в России нет. Л. СТЕПАНЕЦ.

Нравится

Comment viewing options

Выберите нужный метод отображения комментариев и нажмите "Сохранить установки", чтобы активировать изменения.

А в деле

А в деле сохранения этого памятника вместе с работниками Сахалинской дороги принимали участие местные любители истории и краеведы? И почему не удалось установить на территории Александровск-Сахалинского музея один из локомотивов,а ведь это история вашего края?

Конечно,

Конечно, местные краеведы знали о существовании двух паровозов 1930 и 1937 годов выпуска недалеко от заброшенного поселка Агнево-рудник. И на протяжении около 20 лет пытались решить вопрос о вывозе их для экспонирования в музейных комплексах. Основная проблема, связанная с проектом, была финансовая. Отсутствие подъездных путей и расстояние 6 км. от береговой линии, 12 тонный вес каждого паровоза оставили возможность использования только лишь дорогостоящей тяжелой вертолетной техники. Попытки найти спонсоров (в том числе и за рубежом) не дали положительного результата. Да и время было сложное для решения подобных финансовых вопросов. В Сахалинском областном краеведческом музее с начала 90-х хранится проектно-сметная документация на вывоз паровозов с.Агнево-рудник. Надежда на положительный исход появилась в 1997 году, когда к решению вопроса подключилась ТКК «Пилигрим». (Вестник Сахалинского музея. № 6 Ю-С.,1999. с 350-355. Почти во всех мероприятиях «Пилигрима» в районе принимали участие александровцы. В частности Валерий Павлович Рузанов (он на снимке паровоза справа), который подготовил и краеведческое исследование по данному вопросу.Остальное вы знаете из статьи Л.Степанец. Понадобилось ещё 10 лет на подготовку этого события. И огромное спасибо всем кто в нем участвовал. То, что один из паровозов остался на Сахалине и все желающие могут его разглядеть и прикоснуться к трудовой славе дедов просто замечательно.

Разочеровала

Разочеровала меня эта информация. Я был в Агнево 2 раза в 2006 и 2007 году. Место красивейшее. Здесь можно было бы сделать тур_базу. Водопад Ревун, мыс Круглый, долина реки, рыбалка и пеший маршрут к паровозам. Даже показывал фото инвесторам. И к паровозам хотелось сходить... А где в Южном это находится?

За ДК

За ДК "Желездорожник" на привокзальной площади.