История ЦРДК

ЦРДК
История ЦРДК

1 Здесь рождались таланты.jpg

Здесь рождались таланты

         Комсомол выдвинул из своих рядов, прибывших на остров в счёт «100», «500» и «1200», талантливых руководителей предприятий, администраторов, партийных и комсомольских организаторов, таких, как Кузнецов, Громов, Соков, Бyрилов. Фамилии эти хорошо известны людям пожилого возраста, для более молодых напомню  -  эти люди стояли у истоков экономики острова в 30-е, 40-е годы.

         Комсомольцы умели работать, но ещё не знали, чем заполнить скудный досуг. Саша Лыткин начал «колдовать» в красном уголке, приглашая сюда участников художественной самодеятельности. Но мечтая поставить спектакль, они столкнулись, казалось бы, с непреодолимыми трудностями. Во-первых, не было пьес, во-вторых, не оказалось девушек для женских ролей. Думали всем коллективом, как выйти из тупика, и решили - мужчины будут играть роли женщин. Репертуар придумали сами. Позднее появились пьесы, в этом, как и многом другом, помог секретарь окружкома комсомола Александр Громов.

         1 мая 1931 года Агневский комсомольский театр имени XVI МЮДА дал первый спек­такль - «Разбойники» Шиллера.

         А сейчас о руководителе коллектива.  Александр Семёнович Лыткин приехал на Сахалин в 1930 году по пу­тевке комсомола в счет «1200». Три года работал в Агневском леспромхозе лесорубом. В 1933 году вступил во вспомогательный состав Александровского драматического театра. С этого дня всю свою жизнь он связал с театром. Вырос в крупного мастера сценического искусства.

2 Здесь рождались таланты.jpg

Исполненные им роли оставались глубоко правдивы, убедительны, разнообразны. Он, являясь ведущим актером, выполнял также обязанности рабочего, столяра, бутафора.

         В  1946 году, вместе с театром Александр Семёнович переезжает в областной центр. На острове им сыграно около 150 ролей. В  1958 году Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил ему почётное звание «Заслуженного артиста РСФСР». К сожалению, жизнь талантливого артиста оборвалась рано, на 54 году.

         И ещё об одном актере, нашем земляке, мне бы хотелось рассказать.

         «Раз есть на Сахалине представитель из Осетин, пусть будет один актер - осетин, и стану им я», - говорил Владимир Тхапсаев. Видел и чувствовал, что ему не верят. Ушел работать в русский театр. Нет, не актёром, рабочим сцены, но мечтая о карьере артиста. Работал, учился в театральной студии, да ещё и выкраивал время для заводской самодеятельности. Умению работать он научился на Сахалине, когда трудился на шахте «Октябрьская», в других местах. Работал неистово.

         И вот он, тот самый случай, много раз повторяемый в истории искусства. Заболел актер, игравший главную роль в «Адвокате Патлене». А заменить некем. Под рукой же оказался Тхапсаев. Он знал многие роли тогдашних пьес. Тихий, застенчивый в жизни, на сцене Тхапсаев был неузнаваем. Появился свой, национальный мастер сцены, человек незаурядного таланта.

         И вот, наконец, Отелло. Роль, выдвинувшая народного артиста СССР Владимира Васильевича Тхапсаева в ряд крупнейших мастеров сцены.

         Наш земляк, бывший шахтер и лесоруб, комсомолец 30-х годов Владимир Тхапсаев снялся в фильмах «Так рождается песня» (Черный Магом), «Сын Иристана» (Коста Хетагуров).

2 Театр и александровцы.jpg

  И всегда мечтал сыграть «Даешь Сахалин!» - о комсомольцах из «1200», хотя такой пьесы не было. Никто, к сожалению, не написал.

Подготовил Ю.  ГОРИН.

Театр и александровцы

12  июля 1896 года - родилась Россова Людмила Николаевна, заслуженная    артистка РСФСР, актриса Александровского драматического театра, затем режиссер местного народного театра. В 1938 году она приехала в наш город.       Умерла 23 августа 1975 года. Похоронена на городском кладбище.

14 декабря 1930 года – в Александровске образован постоянный профессиональный Драматический театр.   Сезон  открыли в клубе пограничников    имени Ф. Э. Дзержинского спектаклем   «Разрыв» по пьесе Б. Лавренева. Весь сбор поступил на постройку дирижабля «Тихоокеанский пролетарий».

         За полтора месяца были показаны спектакли «Огненный мост» Б. Ромашова, «Луна слева» В. Билль – Белоцерковского, «Человек с портфелем» А. Файко, «Высшая мера» («Инженер Мерц») Л. Никулина, «Золотое дно» Войкова, «Двенадцатый с-261» Баркова, комедия французского драматурга М. Пиньоля «Болото» («Мсье Топаз»).

         Заведующим художественной частью и главным режиссером являлся Е. В. Муратов, художником – Пантелеймонов.

Февраль    1931   года - труппа дала спектакли на рудниках в Дуэ, Арково. Мгачи, Октябрьский.

1 Театр и александровцы.jpg

 

8 марта 1931 года  -  труппа,  вернувшись с гастролей, показала на сцене капитально отремонтированного межсоюзного клуба, получив зрительный зал на 500 человек, спектакль «Разрыв» («Темп и натиск»). Пьеса рассказывала о социалистическом соревновании и государственном учреждении. Итоги поездки по рудникам отразились на премьере пьесы «Гора» З. Чалой, посвященной теме борьбы за победные темпы с вредительством.

Весна 1931 года – премьера «Альбина Мегурская» Н. Шаповаленко, «Дурак» Л. Фульда, «Горькая судьба» Л. Писемского, «Сигнал» С. Поливанова и Н. Прозоровского, «Хозяйка гостиницы» Н. Гольдони, «Овод» Войнич, «Пол-коня» из колхозной жизни.

1932 год  -  в  городе  Александровске был организован театр юного зрителя, просуществовавший два года. Он дал 132 выступления, обслужив 33 тысячи зрителей.

Июнь 1932 года  - Александровский театр выезжал в город Оху, где дал 42 спектакля.

1935 год Сахалинский областной драматический театр в Александровске начал свой шестой сезон. К пятилетнему юбилею был  выпущен значок ромбовидной формы, единственный экземпляр которого был украден из краеведческого музея.

         Коллектив театра возглавлял Д. И. Орбелиани. Сезон открылся «Аристократами»  Н. Погодина. Тема воспитания нового человека стала главной в следующем спектакле театра – «Платон Кречет»  А.  Корнейчука.

1935 - 1936 годы – классика сезона «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Доходное место» Островского, «Маскарад» Лермонтова, «чисто»  музыкальный спектакль – «Веселая вдова» Легара.

1941 год - постановки «Сильнее смерти», «Вынужденная посадка М. Водопьянова» Ю. Лаптева, «Егор Булычёв» М. Горького, «Лодочница» Н. Погодина, «Нечитая сила»  А. Толстого.

1946 год – театр переезжает из Александровска в Южно-Сахалинск (Тойохара),

после освобождения южного Сахалина ставший областным центром.

1960 год - Заслуженная артистка РСФСР Людмила Николаевна Россова  организовала при ДК кружок художественной самодеятельности. В него записались ученики, студенты, учителя, рабочие. Из первого его состава ученик школы №3 имени А. П. Чехова Владимир Леонтьевич Третьяк получил звание заслуженного артиста Мордовской АССР.

1964 год  -  коллективу артистов при ДК было присвоено звание народного театра юного зрителя.

Подготовил Ю.  ГОРИН

В годы Великой Отечественной войны

 НЕ СБАВЛЯЛИ ТЕМПА

         В годы Великой Отечественной войны очаги культуры не сбавляли темпа своей работы, так как даже после трудных рабочих смен сахалинцы находили время читать, смотреть художественные фильмы и кадры фронтовой кинохроники, ходить на спектакли. Большую работу с александровским зрителем проводил Сахалинский областной драматический театр. Это учреждение собрало под своей крышей целую плеяду артистов, среди которых были: В. В. Каневский, А. С. Лыткин, И. Н. Овчинникова, Л. Россова и многих других самодеятельных талантов. В суровые годы войны они ставили для александровского зрителя такие спектакли, как «Русские люди» Константина Симонова, «Урок жизни» Виктора Головчинера, «Новые похождения бравого солдата Швейка» Мориса Слободского, «Фронт» Александра Корнейчука. А еще они внесли в фонд обороны страны свыше 95 тысяч рублей, собирали для Красной армии теплые вещи и продукты, участвовали в военной подготовке и полевых работах.

         В годы войны работал кинотеатр «Маяк», где александровцы смотрели последние киносборники с фронтов, фильмы на военно - патриотическую тематику: «Два бойца», «Большая жизнь», «Радуга», «Александр Пархоменко» и многие другие кинокартины. Не прерывала своей работы с читателями Александровская городская библиотека. Во время войны в этом учреждении трудилась Елена Константиновна Трусова. Её очень любили и уважали горожане. Один из них, Василий Пономарев, писал ей с фронта: «...Я полюбил книги, Елена Константиновна, полюбил благодаря Вам. Мне очень важно, чтобы, Вы это знали... Вернусь ли в землянку, или нет, одно я знаю твёрдо - Вам не будет стыдно за меня. Я иду в бой защищать свою Родину, Вас, наши чудесные книги, которые открыли передо мной огромный мир светлых мыслей, героических поступков и жажду знаний...».

Не сбавляли темпа.jpg         

 

В г. Александровске - Сахалинском функционировал и гарнизонный дом офицеров, проводивший для военнослужащих вечера танцев и художественной самодеятельности, просмотры фронтовых документальных кинолент. В августе 1942 года там с большим успехом были проведены выступления театра лилипутов с пародиями оперетт «Сильва» и «Роз - Мари». А в победном мае 1945 года работала фотовыставка «Сахалин в прошлом и настоящем» с работами мастеров фотографии Чижова и Косычева, Соколова и Сироткина.

         Часто проводились в г. Александровске - Сахалинском районные смотры художественной самодеятельности, на которые съезжались самодеятельные артисты со всех уголков Сахалинской области. В большинстве населённых пунктов острова, как и до войны, весьма плодотворно действовали клубы и избы – читальни. 

         В газете «Советский Сахалин» за 16 декабря 1942 года была размещена небольшая, но весьма любопытная статья под заголовком «В последний час». Имеет смысл воспроизвести её полностью: «Работники кинохроники Хабаровской киностудии на Сахалине закончили картину «В последний час». Это мультипликационный фильм на тему Отечественной войны. Фильм будет скоро демонстрироваться на экранах области».

         Вот так, в годы войны в Александровске ударно трудились во имя Победы даже художники-мультипликаторы!

Евгений Хрипунов

Источники:

                П. Зубаков «Театр в дни войны» - газета «Советский Сахалин» от 9 октября 1942 года; 

                 В. Сущинская «Последние» - газета «Советский Сахалин» от 6 февраля 1944 года;

                Колонки объявлений газеты «Советский Сахалин» за 1941 – 1945 г.г. о театральных премьерах.

                П. Зубаков «Театр в дни войны» - газета «Советский Сахалин» от 9 октября 1942 года; 

                Колонки объявлений газеты «Советский Сахалин» за 1941 – 1945 г.г. о театральных премьерах;

                Колонки объявлений газеты «Советский Сахалин» за 1941 – 1945 г.г. о кинопремьерах;

                Светлана Яковлева «Большая душа» - газета «Красное знамя» от 27 декабря 1955 года;

                Колонки объявлений газеты «Советский Сахалин» за 1941 – 1945 г.г. о вечерах отдыха, театральных и кинопремьерах и выставках;

                В. Жариков  «Олимпиада колхозной самодеятельности» - газета «Советский Сахалин» от 6 февраля 1944 года;

                 К. Быкова  «Олимпиада колхозной самодеятельности» - газета «Советский Сахалин» от 15 февраля 1944 года;

                Из колонки новостей «В последний час» газеты «Советский Сахалин» от 16 декабря 1942 года.

Из газеты «Вестник библиотек»  №5 (22) за май 2010 г.

Вместе с культурой по жизни

         Накануне сорокапятилетия городского отдела культуры мне посчастливилось познакомиться с очень интересным человеком. Это Василий Тихонович Романюк - ветеран Великой Отечественной войны и труда, бывший первый директор ЦРДК, кинотеатров «Маяк», «Спутник».

         Родился Василий Тихонович 10 января 1927 года на Украине в Черкасской области. С 5 мая 1935 года его жизнь стала неразрывной с Сахалином, так как родители прибыли на остров по вербовке. Здесь он учился, в годы войны защищал Родину, создавал семью и неустанно трудился, причем на совесть, поэтому от инспекторской должности «дорос» до директора, и более того - заведующего отделом культуры.

         Месяц за месяцем и год за годом размеренно течёт время пенсионера, и лишь думы о былом согревают душу. Они подобны большой книге или неиссякаемому источнику, из которых можно черпать то, что за долгую жизнь скопила его память. А помнит он очень и очень многое. Ему известны яркие события и факты, относящиеся к истории нашего города и области. К слову сказать, в некоторых он принимал caмое непосредственное участие по долгу своей службы.

         В те далёкие пятидесятые, когда на острове только начиналось крупномасштабное промышленное и сельскохозяйственное строительство, государством не была забыта и культура. Ему хорошо запомнился 1953-й, ведь именно с этого года отсчитываются первые странички летописи Александровск - Сахалинского отдела культуры.

За несколько лет в районе распахнули свои двери десятки очагов культпросветработы - кинотеатры, клубы, кружки. Лицо города становилось всё краше и краше, а люди - наши матери и отцы - добрее и отзывчивее друг к другу. Главным образом, считает Василий Тихонович, в этом помогли и эти учреждения. И как бы ни были идеологизированы фильмы спектакли, песни, стихи, - они учили нас честности, порядочности, вселяли веру и надежду в лучшее будущее.

         Разве забудется тот 1959-й, когда совместными усилиями александровцев строился ЦРДК? В свободное время, причем бесплатно, горожане всех возрастов и профессий активно помогали, чем, только могли:

Вместе с культурой по жизни.jpg

 

расчищали территорию стройплощадки, разбивали клумбы, высаживали деревья.

         «Неужели никогда не возвратится тот былой, светлый, чистый энтузиазм?» - спрашивает Василий Тихонович. На этот вопрос трудно ответить, ведь нынешнее время наложило на всех нас свой отпечаток. Другие мы стали, а жаль.

         А какие люди осуществляли в те годы свой творческий путь... Например, Людмила Николаевна Россова, заслуженная артистка РСФСР. Эта незаурядная, неутомимая женщина умудрялась ставить на сцене городского драматического театра такие спектакли, за которые не решались браться более опытные и известные театралы. Вот только некоторые: «Любовь Яровая», «Разлом». «Праздничный сон до обеда», «Барабанщица». А Иван Иванович Чижов - художник театра - так искусно оформлял эти постановки, что многие из них до сих пор остались в памяти благодарных земляков. Это далеко не все люди, оставившие яркий след в творческой жизни района, а было их очень и очень много, и все они являлись не только коллегами, но и большими друзьями Василия Тихоновича.

         С особой теплотой отзывается он о тогдашнем культурном досуге - концертах духового оркестра в городском саду (парке), цирковых представлениях и выступлениях приезжих знаменитостей.

         Разве забудутся выступления ансамбля песни и пляски имени Александрова или выступления в ЦРДК Героев Советского Союза Дьяконова, Шутова, Светецкого, Юдина с яркими рассказами о боях за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов?

         А сейчас герой моего рассказа опечален тем, что нравственность и духовность у нынешнего поколения горожан отошли на второй план. Но он всё-таки считает, что далеко не всё потеряно, ибо не оскудела русская земля талантами, есть среди нас настоящие самородки. И со временем им удастся взрастить надёжную смену из нового поколения молодёжи.

         Я хочу пожелать этому человеку крепкого здоровья, долгих лет жизни и чтобы все его мечты и чаяния осуществились.

С. Данник

Из газеты «Красное знамя» от 17 июля 1998 года.

Запела в городе гармонь

1 С песней по жизни.jpg

Народный хор местного совхоза «Александровские самоцветы» справляет пятилетний юбилей. Первым энтузиастом и создателем коллектива был Анатолий Васильевич Карчев. Это под его умелым руководством засияли песенной красотой народные напевы.

В последние годы хором руководит Семён Петрович Рымарь, человек, проживший в Александровске почти всю жизнь, знающий многих людей с хорошими голосами, любящий свою профессию и с достоинством продолжающий дело.

 Запела в городе гармонь.jpg

        Хору уже через год с момента основания было присвоено почётное звание народного. И это говорит о высоком мастерстве исполнителей.  Концерты     «Александровских самоцветов»  проходят  по всему району, нет уголка, где бы не слышалась задушевная или веселая песня, задорные частушки, припевки, высокие песни о Родине. Выезжает хор на гастроли и в другие районы об­ласти. Его состав очень разнообразный и по возрасту участников, и по их характеру, и по профессии. Но всех сдружила песня. А всего в хоре занимается  25 человек, из них пятеро мужчин.

2 С песней по жизни.jpg

 

Когда слушаешь частушки М. Гамаюнова, З. Пронозы, дух захватывает - ну прямо как в старые времена в русской дерев­не. А песни в исполнении Ю. Чиркова трогают душу до слез. Хочется сказать и о старшем поколении хористов - В. Меташова, М. Захарова, Р. Елесина пришли сюда с первого дня, чуть позже - Т. Таропинина. Всех их объединяет любовь к  хорошей песне, частушке. А самая молодая участница - Таня Артышко, и весёлая, задорная песня так идёт к её милому лицу! Пришла она в хор ради любопытства, пришла... и осталась. О всех участниках можно говорить бес­конечно. В каждом есть своя изюминка, и, может, именно она привела их сюда, где в песне можно излить душу, живую и трепещущуюся.

Хор работает, живёт. За все эти годы дано более восьмидесяти концер­тов. И если, посмотрев на афишу, кто-то из молодых слегка улыбнется, мол,- хор - это старомодно, то, послушав концерт, в корне меняет свои взгляды.

Недавно участники хо­ра вернулись из поездки по Ногликскому и Тымовскому районам. Тепло встречали зрители любителей и пропагандистов народной песни. А нефтяники п. Вал даже просили дать ночной концерт для рабочих, вернувшихся с буровой, очень довольны исполнительским мастерством коллектива. Накануне юбилея «Александровские самоцветы» побывали в с. Виахту. Зрительный зал был полон, и даже самые неугомонные ребятишки,- прослушали всю программу, как говорится, на одном дыхании. После концерта - просьбы приехать ещё.

Впереди у коллектива новые концерты, новые песни и встречи со зрите­лями.

Н. ВАСИЛЬЕВА,

заведующая отделом

Культуры

Из газеты «Красное знамя»  от 9 июня 1990 года.

С песней легче живётся

Трудно выразить всё то, что испытываешь и переживаешь, когда слушаешь самодеятельный хор русской народной песни «Александровские само­цветы». До глубины души трогает не только музыка говорливых баянов и буб­на, но и голоса - чистые, звучные. То озорные, то величавые, то задорные, то жалостливые песни «самоцветов» могут быть непонятны только заматерев­шему в черствости сердцу. Певцы то выводят вас во полюшко широкое, то про­ведут по дороженьке. Ну разве можно оставаться равнодушным, услышав вот это в исполнении Валентины Макановой:

  «Выйду на улицу,

гляну на село,

парни гуляют и мне весело...»

Или как

«Я с комариком,

я с комариком плясала...».

Это уже поёт хор.

Репертуар самодеятельного коллектива очень велик. Тут вы встретитесь с широтой русской души, тонким юмором, шаловливой игривостью и самобыт­ностью наших старых деревень. После таких песен и, главное, прекрасного их исполнения вы забываете о повседневных невзгодах, иначе смотрите на окружающий вас мир.

Столько удовольствий вы далеко не всегда получите от платных выступ­лений профессиональных артистов. И обидно становится за наших местных мастеров песни, глядя на полупустой зал. Больно за то, что духовной пище многие предпочитают материальную. Вот и в этот день очереди у буфета и на месте розыгрыша лотереи в районном Доме культуры были куда много­людней, чем зал.

В предстоящее воскресенье здесь состоится смотр - конкурс народных хоровых коллективов Северной зоны области. Думаю, что у «самоцветов» есть все шансы попасть в число призеров, а может, и победителей.

Приходите сюда и вы познакомитесь с замечательным исполнением пе­сен, услышите настоящую игру на баянах С. П. Рымаря, А. М. Второва. Увидите расписные зеленые сарафаны, сверкающие отделкой старинные кокошники...

 

В этом коллективе есть рабочие и служащие совхоза «Александровский», преподаватели музыки и неувядаемый пенсионер - Ю. И. Чирков. Кстати, названный совхоз является спонсором ансамбля.

Давайте пожелаем «самоцветам» победы в смотре - конкурсе, новых творческих успехов на сцене!       

Л. Апанский

Газета «Красное знамя» от 23 марта 1991 года.

 Педагог, историк и краевед

«Мы хотим знать, какими они были – дела и люди тех далёких дней».

Юрий Иванович Горин.

         1 Педагог историк и краевед.jpg

 

Эти слова принадлежат человеку, который всей душой любил наш город, изучал его богатую историю и был любимцем нескольких поколений александровской детворы.

         Юрий Иванович Горин родился 24 марта 1936 года в г. Александровске - Сахалинском. Отец маленького Юры, Иван Тимофеевич, был уважаемым в городе человеком. Прибыл на Сахалин по комсомольской путёвке из Мордовии на зоре первых советских пятилеток. Иван Тимофеевич участвовал в освобождении Южного Сахалина от японских захватчиков, после войны занимал руководящие должности в Северо - Сахалинском межрайторге. А как звали и где работала мама Юры нам пока, к сожалению, ничего не известно.

         К моменту рождения сына родители проживали в Александровске по Базарному переулку. На месте первого дома Юры сейчас находятся гаражи, что прямо за магазином «Каскад». Юность прошла у Юрия на улице Краснофлотской. С 1946 по 1956 год Юра учился в средней школе №8, в свободное время занимался в кружке туристов при Доме пионеров. Руководил кружком Василий Сергеевич Куликов. Вместе с опытным преподавателем ребятам не страшны были дальние переходы по таёжным перевалам и рекам, проливные дожди и мошкара. Юра с малых лет очень любил спорт, а в старших классах стал отличным спортсменом – легкоатлетом, участвовал в школьных и городских спортивных соревнованиях, завоевывал призовые места. Об этом свидетельствуют грамоты со спортивных соревнований, где он участвовал. А большой интерес к изучению истории родного края у Юрия Ивановича появился благодаря одному интересному эпизоду, всё с тех же юных лет.

         Летом 1953 года группа учащихся средней школы №1 совершила переход по знаменитой Каторжанской тропе к речке Пиленге. Ребята - Алексей Емцов (старший группы), Эдуард Медянников, Вадим Мысник (внук знаменитого сахалинского садовода) и еще двое других при строительстве шалаша обнаружили в траве камень с японскими письменами. Неожиданная находка заинтересовала ребят. Они сделали несколько фотоснимков камня. По возвращении из похода, встретились со своим товарищем из школы №8 Юрием Гориным и показали снимки. Он немедленно собрал свою команду и побывал на этом месте. У ребят того времени не было возможности перевести на русский то, о чём гласила надпись на камне. И только через несколько лет благодаря настойчивости Юры Горина его тайна была разгадана - он отправил письмо и фотографии экспоната в одно из важнейших учреждений в областном центре, а через некоторое время получил ответ на официальном бланке:

         «Академия Наук Союза Советских Социалистических Республик. Сахалинский филиал. 28 января 1955 года. № 362 – 15/110 г. Александровск, ул. Краснофлотская тов. Горину Ю.

На Ваш запрос учёному секретарю Сахалинского филиала АН СССР отвечает библиотека филиала.

Текст перевода: «В память о покорении Сахалина посадили это дерево. 3-й батальон 51-го полка». И на обороте: «18 августа 1905 года». Зав. Библиотекой филиала Т. Т. Бутовская».

         Тайна японского камня пробудила у Юры и его друзей интерес к изучению сахалинской истории.

         С 1957 по 1959 год Юрий Горин служил в рядах Советской Армии на юге Сахалина в г. Корсакове. После демобилизации он возвращается в родной город и его охотно берут на работу в родную школу №8 учителем физкультуры. А в 1962 году Горин поступает заочно в Южно - Сахалинский педагогический институт и по его окончании преподаёт детям историю.

         К этому времени в Александровске закрыли краеведческий музей, а все его экспозиции перевезли в г. Южно – Сахалинск. Некоторые его экспонаты просто выбросили на помойку. Например, макет маяка, изготовленный из обожжённой глины работниками Портостроя в подарок второму окружному съезду Советов в начале 30-х г.г. Экспонат нашли его воспитанники, привели в порядок и разместили в одном из классов. Это навело Юрия на мысль о создании школьного музея и молодой преподаватель собрал возле себя немало верных и отзывчивых учеников. Все свободное время они вместе ходили в походы по памятным местам и местам упорных боёв, расспрашивали старожилов о прошлом Александровска и его известных людях, собирали и классифицировали различные экспонаты. И уже через несколько лет труда была создана большая коллекция вещей, свидетельствующих о каторге, боевых действиях русско - японской войны на острове, первых годах советской власти и освобождении юга Сахалина от японских захватчиков.

         А одной из главных тем молодых музейщиков был приезд Антона Павловича Чехова на Сахалин. Ученики Юрия Ивановича изучали все имеющиеся книги о русском писателе. Во время посещения гостями их небольшого музея каждый из ребят был неплохим гидом и мог поведать о том, где и на каком месте в Александровске находилась каторжная тюрьма, когда и при каких обстоятельствах у Антона Павловича появилась мысль посетить наш остров. В каких селениях он собирал сведения для первой сахалинской переписи каторжных и вольных поселенцев. Первейшим из его экспонатов стала фотография того самого японского камня.

         Что же произошло дальше с этим экспонатом далёкого прошлого рассказал нам близкий друг Юрия Ивановича, участник того самого похода к Пиленге Эдуард Васильевич Медянников:

         «...сблизились мы благодаря любимым увлечениям молодёжи той поры – туризму и фотографии. У меня до сих пор сохраняются личные снимки японского камня, что видели мы на берегу реки Пиленги. А с Юриными фотоснимками и нашей первой исторической находкой, к прискорбию, произошло вот что.

         В 1965 году городские власти из дома, где летом 1890 года проживал А. П. Чехов, переселили в благоустроенное жильё хозяев. Сделали капитальный ремонт всех его комнат. В одной части дома разместилась детская библиотека, а другая была отдана под группу продлённого дня школы №8, где разместился музей. Но перед самым переездом экспонатов школьного музея в дом Чехова в школу пришёл представитель органов госбезопасности. Чиновник осмотрел все экспонаты. Подробно расспросил о месте и обстоятельствах находки камня. Невзирая на протест Юрия Ивановича он забрал с собой все имеющиеся в школьном музее фотографии японского камня и сказал, чтобы преподаватель и ученики помалкивали: «никакого камня там никогда и не было!» После этой злополучной встречи камень на Пиленге исчез навсегда. После всего случившегося Юрий сильно переживал. Вот такие были времена!».

         Александровцы с нескрываемой радостью восприняли идею восстановления музея. Именно поэтому в выходные и праздничные дни в доме Чехова было многолюдно. О деятельности Горина стало известно в Сахалинском областном комитете КПСС и Облисполкоме. В сентябре 1967 года Юрия Ивановича за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся, активную общественную деятельность и в связи с Днём учителя наградили почетной грамотой. На этом документе имеется подпись Секретаря обкома КПСС П. А. Леонова и Председателя облисполкома С. А. Немцева. А в конце 1967 года исполком Александровск - Сахалинского Совета депутатов трудящихся принимает решение об организации городского музея на общественных началах. Все собранные Юрием Ивановичем и его учащимися музейные экспонаты перешли в руки Ильи Георгиевича Мироманова. Педагогический коллектив и школьники понимали, какое важное дело они выполнили для горожан. Но им было одиноко без своего школьного музея - он долгое время являлся их гордостью. Поэтому Юрий Иванович и его воспитанники самую ценнейшую добычу опять приносят в свой второй дом. Со временем они восстанавливают и преумножают историческую коллекцию школы №8.

         После школьных занятий Юрий Иванович спешил в городскую библиотеку, где порой подолгу засиживался в читальном зале. За чтением пожелтевших от времени книг, журналов и газет незаметно проходило время и наступал вечер. А в его записной книжке или блокнотике появлялось всё больше и больше сведений о важнейших событиях из богатой летописи Сахалина - всё то, что основательно забылось современниками. Горин находил время для встреч с авторами и героями публикаций прошлых лет. Сотрудник александровской библиотеки, заслуженный работник культуры России А. Я. Коновалова вспоминает: «Юрий Иванович с детства дружил с книгой и буквально вырос на глазах библиотекарей, был всегда вежлив и общителен. Мы старались помочь верному читателю в работе, подбирая в нужный момент необходимую книгу или газету. Кстати, Юрий Иванович в молодости и сам какое-то время трудился в наших стенах. Часто самостоятельно работал с литературным фондом».

         На протяжении нескольких десятилетий Горин сотрудничал с редакцией районной газеты «Красное знамя». Знал лично каждого сотрудника издания, пользовался их уважением. Да и как было не ценить этого обаятельного, умнейшего, с чувством юмора человека. А главное, какие он статьи передавал в печать. Как не вспомнить его знаменитую «Легенду о Трёх братьях», напечатанную газетой 17 декабря 1961 года. В основу этого материала был положен сюжет старинного нивхского сказания, передававшегося веками из уст в уста. «Легенда о Трёх братьях» и сегодня является если не символом города, то во всяком случае культовым произведением для каждого александровца.

Писал Горин об истории сахалинской пионерии, её буднях, праздниках и дальних походах к местам боевой славы победного сорок пятого. А перелистывая регулярно выходивший в Красном знамени» «Календарь памятных дат» Юрия Ивановича, современники по сей день задаются вопросом: сколько времени и сил потратил этот человек на их составление, сколько книг, журналов и газет изучил. Антонина Яковлевна вспоминает: «Свои календари он вёл не только по месяцам, но и разделял по тематике. Например, собирал в календарях все знаковые даты, относящиеся к истории сахалинской авиации, географических открытиях, сахалинском драматическом театре».

         В апреле 1960 года Горин пробовал себя в актёрском искусстве. Он участвовал в пьесе А. М. Горького «Егор Булычёв и другие» в роли Василия Достигаева в александровском драматическом театре. И видимо небезуспешно, раз ему вручила открытку с поздравлением с премьерой и пожеланиями новых творческих успехов заслуженная артистка РСФСР Людмила Россова. В этом же году Юрий Иванович Горин завёл семью. Его супруга, Александра Ивановна, была тоже школьным учителем. В 1962 году родился сын Андрей.

         3 Педагог историк и краевед.jpg

 

Под крышей родной школы он создал 14 мая 1966 года общество «АИСТ» (Александровский исследователь, следопыт, турист) и туда валом повалил молодой народ со всего города. Для «Аистят» были даже отпечатаны в типографии членские удостоверения. А далее, как уже было сказано выше, совершались многодневные туристические походы к знаменитой пятидесятой параллели. Часто вместе с детьми по таёжным тропам и перевалам шагали ветераны Великой Отечественной войны.

         Во время привалов у пионерского костра звучали задушевные песни и рассказы о подвигах советских воинов на сахалинской земле. Юрий Иванович считал, что мероприятия и встречи с ветеранами являются важнейшим звеном в формировании личности подростка или, другими словами - главным средством в осуществлении поставленной цели. С юных лет Юрий Иванович занимался фотографией и никогда не забывал взять с собой в поход фотоаппарат. А в местной газете потом появлялись удивительные виды сахалинской природы, ухаживающие за могилами павших воинов александровские ребятишки, спортивные праздники и состязания. По примеру Горина и его питомцев в каждом учебном заведении активизировалась общественная работа, начали создаваться школьные краеведческие уголки. Юрий Иванович способствовал этому проведением со школьниками и студентами экскурсий и классных часов с интереснейшими рассказами из сахалинской истории и демонстрацией экспонатов.

         О деятельности Горина узнали в столице. В 1968 году за активное участие в создании школьных музеев и успешную работу в них Юрию Ивановичу вручили Почётную грамоту от министра просвещения РСФСР.

         В 1975 году семья Гориных въехала в новую просторную квартиру по улице Смирных, 7. Горин продолжает собирать материалы о Сахалине и о Чехове. Экспонатов скапливается столько, что квартира с годами превращается в музей, который Юрий Иванович охотно показывает всем посетителям. Побывал в гостях у Юрия Ивановича сахалинский поэт Николай Емельянович Золотов. Тепло попрощавшись он оставил Горину на память книгу А. М. Пашкова «Боль и память». А в ней была надпись:

         «Юрию Горину - патриоту Сахалина и Александровск - Сахалинского - нашей Родины. С уважением Н. Золотов. 1990 год октябрь».

         У Юрия Ивановича был блокнот, в котором можно было оставить свой отзыв и пожелание.  И вот, что написал ему наш врач и поэт Евгений Михайлович Чуносов:

«Сахалин, конечно, не клин.

На котором сошёлся свет.

Но такой на земле Один

И прекраснее места Нет!

Ваш Чуносов

                            17. 12. 94».

         Последнюю запись в блокноте оставил Юрию Ивановичу сотрудник областного краеведческого музея Игорь Анатольевич Самарин, а еще он подарил свою книгу «Загадка «Михаила»» с подписью:

         «Юрию Ивановичу Горину с уважением и благодарностью. 22.05.1996 И. Самарин».

         В 1991 году Ю. И. Горин вышел на пенсию, а её размер был столь низок, что едва позволял сводить концы с концами. В 1993 году он заболел. Начались долгие, утомительные скитания по больницам, а с 1994 года уже почти не выходил из дому. Скончался Юрий Иванович Горин 14 ноября 1996 года.

         Так жил и трудился этот яркий, незаурядный человек. Наш с вами земляк, горячо любивший Александровск и всей своей душой преданный делу воспитания молодых его граждан.

Публикацию подготовил С. Данник

Из газеты «Вестник библиотек»  №7 (14) за сентябрь 2009 г.

 Вся жизнь - театр

         Директор центрального районного Дома культуры Вера Васильевна Савельева - человек, о котором говорят «душа компании».  С ней никогда не скучно, а вернее, с ней некогда скучать. Вдохновением, энергией и оптимизмом «заразит» любого. Ей не занимать идеи, фантазии и жизнелюбия.

         Недавно Вера Васильевна отметила свой пятидесятилетний юбилей. Море цветов, улыбок и поздравлений получила она в подарок. Своими мыслями о жизни и работе В. В. Савельева поделилась с нашим корреспондентом.

         Вся жизнь-театр.jpg

 

- Вера Васильевна, расскажите, почему вы решили стать режиссером, ведь существует много других разных и интересных профессий?

         - Действительно, много профессий разных и нужных. Но в моей профессии есть один плюс -  она приносит людям радость.

         Школа, в которой я училась в Читинской области, думаю, и стала тем «трамплином», который привел в мир искусства. О сцене я мечтала всегда. Различные театральные, танцевальные кружки в наше время были настолько популярны, что любая девчонка мечтала стать звездой. А еще мне очень нравилось самой придумывать и ставить различные сценки и номера, Поэтому, заканчивая десятый класс, не раздумывая, решила поступать на режиссерское отделение Читинского училища культуры.

         Затем меня направили работать режиссером Дома культуры вагоноремонтного завода. А уже через полмесяца стала его директором. Так началась моя творческая карьера.

                Позднее, окончив институт культуры в Улан-Удэ, меня пригласили поработать на Сахалине. Чувствовала уверенность в своих силах, на многое была способна. К тому же (смеется) захотелось «удрать» от собственного мужа.  К сожалению, жизнь - штука сложная, и разобраться порой даже в самом себе человеку бывает очень непросто. Думала сбежать на три года – а получилось на всю жизнь.

         - Как принял вас Сахалин, с какими трудностями пришлось столкнуться, или здесь вас ждали с распростертыми объятиями?

         - Трудностей и испытаний выпало на мою долю немало. Сразу предложили должность директора Александровск – Сахалинского Дома культуры. В то время мы испытывали определенные материальные трудности, но все же могли «удержаться на плаву». Основные доходы давали художественная мастерская и аттракционы в городском парке. Но жизнь внесла свои коррективы. Со време­нем жестче стали условия работы. А вскоре произошла ещё одна непри­ятность - сгорели аттракционы. Доходы резко упали. К тому же пришлось приложить немало усилий, чтобы перевести технический персонал на бюджетное финансирование. Несмотря на то, что «достучаться» до вышестоящих чиновников было очень трудно, все же, хотя и не сразу, проблему удалось разрешить.

         Хлопотное это дело – быть директором. Забот - хоть отбавляй! А мне хотелось творить. Ведь моё призвание – театр. Поэтому в 1982 году подала заявление о переводе на должность режиссера народного драматического театра. Приступив к любимому делу, я словно вдохнула глоток свежего воздуха. Поняла, насколько мне не хватало той, «театральной», атмосферы.

         Скучные лектории, никому не нужные «народные университеты» ушли далеко в прошлое. Их сменили интересные театральные постановки, новые музыкальные программы, увлекательные номера и шоу («Миссис бабушка», «Клуб деловых мужчин», «Конкурс близнецов»). Такого «культмассового» изобилия город еще не видел. Ни одно крупное мероприятие, торжество не обходилось без участия работников Дома культуры и самодеятельных артистов народного театра.

         - Знаю, в 1992 году вам вновь предложили возглавить центральный районный Дом культуры. Наверное, почувствовать себя «в старой шкуре» не очень хотелось?

         - Пост директора отнимает много времени и сил, которые я с удовольствием потратила бы на искусство. Согласилась на эту должность лишь с условием, что буду продолжать руководить театром.

         Время было трудное, но интересное. Делали все возможное, что­бы зритель любил и ценил наше творчество. Народные коллективы «Александровские самоцветы» и «Добровольны» до сих пор очень популярны в городе. Продолжает действовать и объединение художников - любителей «Палитра». Появились и новые интересные коллективы. Хореографический ансамбль под руководством А. Е. Солодковой  -  желанный гость в любом городе. Вокальный коллектив «Бриз»  недавно отметил свой пятилетний юбилей. С приходом молодого хореографа появились еще две танцевальные группы - «Гармония» и «Пируэт», в которой солируют две юные пары.

         - Ни для кого не секрет, что материальное положение учреждений культуры всегда оставляло желать лучшего. А ведь разного рода развлечения, праздники, концерты требуют немалых затрат. Поделитесь, как в нынешних условиях вам удается оставаться на высоте?

         - Действительно, любое мероприятие требует больших средств. Каждый paз  необходимы и новый реквизит, и новые костюмы, декорации, а еще нужны деньги на приобретение современной аппаратуры, запчастей, горючего для автобуса и многого другого. Кроме средств на коммунальные услуги и выплату зарплаты бюджет нам ничего не дает, поэтому приходится «выкручиваться» самим.

         В первую очередь выручают дискотеки. Сегодня цена входного билета – пятьдесят рублей. Если учесть, что на юге Сахалина билет на самую дешевую дискотеку стоит не менее ста пятидесяти - двухсот рублей, то для нашего города (при том, что для дискотек необходимо самое современное оборудование) цена доволь­но приемлемая. Если для кого-то дорого, в городе есть дискотека подешевле - в ЦДТ «Радуга», где цена билета двадцать рублей.

         Оказываем и другие платные услуги: обслуживаем свадьбы, дни рождения, юбилеи, профессиональные торжества. Александровцам полюбился и клуб «Ностальжи». Проводимые здесь мероприятия давно стали традиционными.

         К сожалению, платежеспособность населения нашего города невысокая,  поэтому за заказы «не дерем в три шкуры», а просто больше работаем. В прошлом году вместе с ДК района удалось заработать не­мало - 314 тысяч рублей.

         - Вера Васильевна, наш разговор все время сводился к работе. Но, мне кажется, для любой женщины дом и семья стоят на первом месте…

         - А что дом? Дома скучно. Дочери выросли. Старшая сейчас далеко, а с младшей работаем вместе. Tолько она - хореограф, зато зять, как и я, - режиссер.

         Вся моя жизнь - здесь. Это и есть мой настоящий дом. Мне жаль тех, для кого работа - вроде каторги. Я счастливый человек, потому что для меня профессия -  праздник. И с этим праздником хочу делиться со зрителем. Мчусь сюда, как на крыльях, потому что безумно люблю свое дело. Испытываю огромное счастье, когда зрители говорят: «Как хорошо, как понравилось!».  Думаю, ради таких минут стоит и жить, и работать.

Виктория Кузина

Из газеты «Красное знамя»  от 26 октября 2004 года.

Женщина, которая поёт ...

В муниципальном учреждении «Александровск - Сахалинская централизованная библиотечная система» трудится немало талантливых и красивых женщин и многие, несомненно, достойны отдельного очерка или статьи. Но рассказать обо всех невозможно. Поэтому мы подробно остановимся на одном человеке. Эта женщина, помимо многолетней работы в центральной детской библиотеке, отдаёт весь свой яркий талант на благо культурного развития нашего района в народном хоре «Александровские самоцветы». Она не просто поёт, а является солисткой этого замечательного коллектива.

Это - Валентина Ивановна Маканова. О её жизни, работе и творчестве пойдёт мой рассказ.

Впервые с Валентиной Ивановной я познакомился, когда был читателем детской библиотеки. Но тогда я был ещё ребенком. А когда стал чуть постарше, на одном из городских праздников впервые увидел выступление хора «Александровские самоцветы», где она была солисткой. Мне сразу понравился её задушевный, мягкий голос, в котором чувствовалась необъятная любовь к русской песне. Человек не мог петь без души. И зрители это ощущали. Как - то во время учёбы в педагогическом колледже мне попалось объявление С. П. Рымаря о наборе в хор «Александровские самоцветы». И я без долгих раздумий записался. В хоре мне довелось получше узнать Валентину Ивановну и я вскоре понял, что она наделена необычайным талантом - когда поёт, слушатели не могут оторвать от неё взгляда и сердцем чувствуют каждую строчку песни, будь она грустная или весёлая плясовая.

Помимо творчества, очень важной составляющей в жизни В. И. Макановой является работа в центральной детской библиотеке. Валентина Ивановна имеет солидный опыт работы и всегда рада помочь коллегам дельным советом, поэтому пользуется их уважением. Любят её и маленькие александровцы. Они с удовольствием спешат в библиотеку к тете Вале. Да и как не любить детям эту женщину за её доброту и внимание. Говоря образно, она умеет подобрать нужный ключик к душе каждого ребенка. Имеет, так сказать, индивидуальный подход, ведь посещающие библиотеку дети - из разных возрастных групп и социального достатка. Библиотекарю важно знать внутренний мир ребенка, уметь вовремя определить его интересы и увлечения, оградить его душу от влияния улицы и подворотен. В этом, безусловно, помогают Валентине Ивановне и её коллегам различные массовые мероприятия для читателей. На них царит атмосфера добра и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Но всё вышесказанное было после, а начиналось все так: родилась Валентина Ивановна в послевоенные годы в селе Корсаковка Александровск - Сахалинского района. Училась в средней школе № 6. Как вспоминает она сама, добираться до школы было трудно, транспорта не было, в любую погоду - и в снег, и в дождь, и в бураны, шла пешком несколько километров. Училась Валентина Ивановна, а в ту пору просто Валечка, с увлечением. Помимо успехов в точных науках, с большой охотой посещала школьный хор.

Важно отметить, что любовь к песне ей привила в раннем детстве мама, которая сама хорошо исполняла русские песни. Школьный хор неоднократно занимал первые места на районных смотрах - конкурсах и получал различные призы и награды. А у Вали был тогда такой звонкий голос, что её буквально с младших классов ставили в самый центр хора.

Свою трудовую деятельность Валентина начала сразу после окончания восьмого класса средней школы. Параллельно с работой она продолжала обучение в вечерней школе рабочей молодежи при средней школе №4. Работать и одновременно учиться Валентине было трудно, ведь в ту пору ей было всего 17 лет.

В 1971 году открывается новая страница в судьбе героини нашего рассказа. Валентина Ивановна продолжила трудовую деятельность в сфере культуры района в родном селе Корсаковка. Вначале - в должности заведующей сельским клубом, затем - заведующей сельской библиотеки.

В 1975 году Валентина Ивановна решила продолжить учебу. Она поступает на факультет библиотечного дела в Биробиджанский филиал Хабаровского культурно - просветительного училища. А в 1979 году успешно его оканчивает.

1980 - й - знаковый год в судьбе В. И. Макановой. Она поступает на работу в городскую детскую библиотеку, где трудится и по сей день.

Как признается сама Валентина Ивановна, она никогда не пожалела о том, что ей пришлось посвятить свою жизнь работе с детьми. И вспоминая о первых трудовых днях, она с душевной теплотой отзывается о тех, кто помогал ей словом и делом. А самым главным её наставником была и есть Антонина Яковлевна Коновалова, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Именно она настояла на том, чтобы Валентина Ивановна получила высшее библиотечное образование. Наша героиня поддалась её уговорам и в 2000 году, уже будучи опытным работником детской библиотеки, заочно поступила на учёбу в Хабаровский государственный институт искусств и культуры. Окончив его в 2004 году, получила диплом о высшем образовании.

За многолетнюю успешную работу Валентина Ивановна не раз была отмечена почётными грамотами от руководства библиотечной системы, администрации нашего района и областного управления культуры. Главную свою награду Валентина Ивановна получила в 2007 году, когда её за безупречный и многолетний труд наградили Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации. В это же время ей было присвоено почетное звание «Ветеран труда».

В русский народный хор «Александровские самоцветы» Валентина Ивановна пришла в 1986 году и буквально сразу стала «крестной мамой» этого коллектива. Ведь именно она придумала название хора и с первых дней работы стала его солисткой. Она с благодарностью вспоминает Светлану Васильевну Журавлёву, Марину Сергеевну Исаеву, Надежду Ивановну Сидоренко и Любовь Михайловну Колгину - всех, с кем начинала творческую деятельность.

С особой теплотой вспоминает Елену Степановну Королёву. Как говорит Валентина Ивановна, в хоре как в большой семье - бывают радостные и печальные события, бывает, что кто - то кого-то нечаянно огорчил. И пусть у исполнителей разные характеры и профессии, объединяет их в одну дружную творческую семью задушевная русская песня. За более чем двадцатилетнюю деятельность в хоре, Валентиной Ивановной было проведено три собственных сольных концерта. А сколько концертов было проведено хором - уже и не сосчитать! Много раз она выезжала вместе со своим коллективом на зональные и областные конкурсы. Принимала участие в областном конкурсе хоровых коллективов «Живи, Россия!», где александровцы одержали победу, а хор получил звание лауреата. На последнем конкурсе, который проходил в 2007 году в г. Южно – Сахалинске, хор исполнил новую песню, написанную сахалинским поэтом Н. Е. Золотовым и руководителем хора С. П. Рымарем - «Над Тымь рекой». Это произведение вошло в золотой фонд песен о Сахалине. Есть в этом немалая заслуга и Валентины Ивановны, как бессменной солистки хора.

Творческая деятельность Валентины Ивановны отмечалась званиями и наградами. И, думаю, не стоит их всех перечислять, ведь её ценят не за грамоты или медали, а за талант.

Надёжный причал любого человека - его семья. И у Валентины Ивановны в этом плане всё сложилось удачно. Есть у неё любящий муж, сын и три внука. Сын - гордость матери. Он окончил три института, в совершенстве владеет английским языком. Сейчас живёт и трудится в городе Южно - Сахалинске.

У Валентины Ивановны немало планов и идей. А Дом творчества, где собирается любимый хор, её «маленький рай». Она мечтает побывать с гастролями в тех городах острова, где ещё не бывала. Заметим, что в этом году она начала петь романсы и у неё уже была премьера. А ещё она вместе с хористами составляет частушки о нашей с вами жизни. И какие темы в них только не затрагиваются! Например, о том, как пережили александровцы перебои в подаче электроэнергии и тепла в результате стихийного бедствия в ноябре прошлого года. В коротеньких строчках целая палитра мыслей и чувств! Остроумие, смех сквозь слёзы и слёзы сквозь смех. И сарказм - когда он действительно необходим.

А ещё мечтает Валентина Ивановна о том, чтобы у её творческого коллектива появился опытный хореограф - человек, который бы ставил танцевальные номера. Мечтает и о том, чтобы её хор пополнялся молодежью.

Многие её мечты связаны, конечно же, с библиотечной деятельностью. Ей очень бы хотелось, чтобы дети как можно больше читали и для этого она прилагает все свои усилия, изучая и внедряя в работу инновационные формы и методы. Верит Валентина Ивановна и в то, что когда-нибудь детская библиотека будет иметь более просторное помещение, с отдельным залом для проведения мероприятий, с отдельным помещением для обслуживании читателей - дошкольников, с Интернет - классом, где ребята смогут получать информацию посредством новых технологий.

Вот и всё, что мне хотелось рассказать вам об этой замечательной женщине. Напоследок, в честь наступающего дня 8 марта, хочется пожелать Валентине Ивановне от всей души - крепкого здоровья, счастья, удачи в семье, новых творческих успехов в работе с книгой и прекрасном мире русской песни!

Е. Хрипунов

Из газеты «Вестник библиотек»  №3 (10) за март 2009 г.

С песней по жизни

                Нынешний год богат на юбилейные даты и события. И есть в этой череде дат юбилей, относящийся к культурной жизни нашего города и района. 5 ноября в районном Доме культуры состоится концерт, посвященный 25-летию основания песенной гордости нашего района, замечательному народному хору «Александровские самоцветы». Неизменно на всех концертах бурей аплодисментов встречают их зрители. Хор по праву завоевал зрительскую признательность во многих городах, поселках и селах, где бывал с концертными программами. Этот коллектив на протяжении всех лет существования активно участвует в различных фестивалях, конкурсах искусства хорового пения. За высокую певческую культуру и неповторимую самобытность, сохранение традиций и приоритет высокой духовности в исполнении хор неоднократно удостаивался званий лауреатов областных конкурсов.

         Репертуар коллектива очень велик. До глубины души трогают голоса хористов: то озорные, то величавые, то задорные, то печальные. Слушатель очаровывается неповторимыми тембрами, красотой напевов, чистотой звучания. Любой из концертов «Александровских самоцветов» - настоящий праздник для души, настолько отточено их мастерство за 25-летнюю деятельность.

         А начиналось всё с обычной самодеятельности в клубе совхоза «Александровский». 1985 год. По воспоминаниям первых участников этот коллектив родился стихийно. Никто и не думал, что из этой затеи выйдет что-то серьезное, но все-таки обратились за поддержкой к тогдашнему предстателю профсоюзного комитета совхоза В. Д. Мальцевой. Она в свою очередь посоветовала обратиться в городской отдел культуры. В отделе культуры начинающих хористок приветливо встретили, поздравили с рождением коллектива и помогли с музыкальным руководителем. Им стал преподаватель педагогического училища Анатолий Васильевич Карчев. С его появлением участники нового коллектива сразу поверили в свои силы и стали много и усиленно работать. И сколько же труда, выдержки и терпения потребовалось первому руководителю хора, чтобы из непрофессионалов создать настоящий, грамотно поющий хор.

         М. Исаева, И.Королёва, Н.Ф. Костылева М. Захарова, 3. Проноза, В. Сулима, Р. Елесина, Н. Сидорина, С. Журавлева, Л. Корниенко, Л. Колгина, Е. Новикова - одни из тех, кто стоял у истоков создания хора - не жалели ни сил, ни времени для репетиций. У всех было одно стремление - достичь высот певческого мастерства, создать слаженный коллектив.

         Через несколько месяцев упорного труда, подготовив концерт, коллектив отправился в своеобразное турне по нашему району. Первыми слушателями хора стали жители поселка Дуэ. Именно тогда все поняли, что значит настоящее признание благодарного зрителя. На концерт пришел и стар, и млад. Очень долго благодарили артистов за выступление и просили повторить ту или иную песню на «бис». После успешного выступления в Дуэ, хор побывал с концертами в населенных пунктах Хоэ, Танги, Мангидай, Корсаковка, Арково и Михайловка. Затем побывали в гостях у соседей, в пгт.Тымовское, где встречали артистов несколько настороженно, а провожали овациями и громкими аплодисментами. Успех от первых выступлений не вскружил голову певицам, а только дал толчок к дальнейшей серьезной работе. И уже через год после основания хору было присвоено звание «народный». В знак благодарности профком совхоза «Александровский» наградил хор туристической путевкой в город Уссурийск. Нужно отметить, что руководство совхоза старалось во всем поддержать хор. Например, на время поездок и выступлений хористок освобождали от основной работы. Руководство очень гордилось этим коллективом, ведь больше ни в одном совхозе области не было подобного хора.

         В 1987 году в хоре произошли перемены. В уже сложившийся коллектив пришёл ещё один руководитель, преподаватель педагогического училища Семен Петрович Рымарь. Вдвоем им было работать гораздо легче. А. В. Карчев по-прежнему занимался с хором, а Семен Петрович стал работать с вокальной группой коллектива. Однако вскоре по семейным обстоятельствам А. В. Карчеву пришлось ухать на материк, и сразу же встал вопрос о дальнейшей судьбе хора. Всем хотелось, чтобы работа продолжалась. Хор поддержал и взял под свое начало, став его основным руководителем С. П. Рымарь. С тех пор и по настоящее время он - бессменный руководитель хора, благодаря которому исполнительское мастерство хора год от года все выше и выше. Больше времени стали уделять культуре пения, манере исполнения, умению держаться на сцене и многому другому. Более частыми стали выступления и поездки.

         Именно в это время в хор влились мужские голоса Ю. Чиркова, В. Проноза, М. Гамаюнова.

         В период 1989 - 1990-х годов коллектив с гастролями объездил почти весь Сахалин. С приходом «лихих» девяностых стоически продолжал свою деятельность, несмотря на то, что не было средств на пошив новых костюмов, на организацию гастрольных поездок.

         У хористов появился своеобразный девиз: «Один за всех и все за одного».  Хор стал как настоящая большая семья, где и проблемы, и радости общие. И дело одно на всех - дарить людям радость общения с песней.

         В скором времени в хор пришел еще один баянист, преподаватель музыкальной школы А. М. Второв. Постепенно стали вливаться и новые голоса: В. А.Заруднева, О. И. Шульц, Л. Е. Дементьева, Я. Г. Якуненко, Т. Н.  Петухова,  Г. Я. Казакова и другие.

         Особая гордость коллектива - его «золотые» голоса, солисты Валентина Ивановна Маканова и Виктор Борисович Гинзберг. Любимцы зрителей, они обладают незаурядными голосами, яркой артистичностью, удивительной способностью к передаче голосом тончайших душевных переживаний, заложенных в песнях.

         Гордится хор и тем, что с некоторого времени имеет свой ансамбль народных инструментов, который есть далеко не у каждого самодеятельного коллектива. В составе ансамбля преподаватели детской школы искусств Т. И. Гарбузова, А. Н. Игнатенко, В. И. Баранов и работник АСК (филиала) СахГУ Л.А.Шогина.

         Четверть века исполнилось «Александровским самоцветам», но каждому из его участников не занимать бодрости, задора, оптимизма. Обязательность отличает всех. У каждого - семья, дом, свои заботы и хлопоты, но если дело касается репетиций или выступлений - это святое. Испокон веков песня живет в русском народе. И наши «самоцветы» живут песней и иначе просто не могут. Живите «Александровские самоцветы»! Дарите песни трогающие душу человека с их широтой и задушевностью, с их щемящей грустью и безудержным весельем, с их простотой и мудростью!

Многие вам лета, народный хор «Александровские самоцветы»!

Е. Хрипунов

Газета «Красное знамя» от 5 ноября 2010 года.

О тех, кто нас выводит в люди...

На днях мне посчастливилось встретиться с интересным человеком, который всей своей душой обожает нашу малую Родину. Он долгие годы сотрудничает с Александровск - Сахалинским Домом культуры и принимает участие во всех знаковых культурно-массовых мероприятиях города, является частым гостем областных песенных фестивалей. А ещё, этот человек стоял у истоков создания эстрадной студии «Бриз», действующей более десяти лет при Александровском ЦРДК.

Речь идёт о нашем земляке Сергее Ивановиче Мищенко. 29 ноября в Доме культуры с успехом прошёл его бенефис «Я вернулся домой…!», после которого состоялась наша беседа.

- Сергей Иванович, во-первых, большое спасибо за Ваш прекрасный бенефис «Я вернулся домой…!» - за эти два часа зрители получили заряд положительных эмоций и душевно отдохнули. Это было видно по их тёплым взглядам, улыбкам и громкому рукоплесканию после каждого Вашего выступления. И, во-вторых, что кроется за немного интригующим названием бенефиса?

- Благодарю за тёплый отзыв о моём выступлении. Ничего интригующего в названии бенефиса нет. Просто куда бы ни закидывала меня судьба, моё сердце остаётся всегда с Александровском, ведь здесь я сделал свои первые шаги, окреп и возмужал, а главное – встретил хороших людей и преданных друзей. Они сформировали мой характер, в нужное время помогли мне найти свой жизненный путь и дают мне веру и надежду в лучшее.

- Несколько слов о себе: где родились и получили образование, самые яркие воспоминания детства и юности?

- Родился я в 1953 году в посёлке Буюклы Смирныховского района Сахалинской области. В полугодовалом возрасте моя семья переехала в Александровск. Самые яркие воспоминания детства: прогулки по городу в тёплые солнечные дни, незабываемый вкус пломбира и посещение с родителями кинотеатра «Маяк», который находился на набережной. А ещё, катание на каруселях, где сейчас располагается автостанция и в городском саду. После окончания в 1970 году средней школы и до призыва в ряды Вооружённых сил я работал киномехаником в Александровск - Сахалинском педагогическом училище.

От всей души поздравляю нынешний педагогический коллектив и педагогов-ветеранов с юбилеем педучилища, которому 1 декабря исполнилось 80 лет! Рад, что мой трудовой путь начался в стенах этого учебного заведения, да ещё с такими прекрасными людьми и талантливыми педагогами – Василием Васильевичем Манаевым, Николаем Прокофьевичем Светкиным, Василием Игнатьевичем Хрипуновым, Галиной Ивановной и Владимиром Степановичем Грайворонскими, Владимиром Ивановичем Барановым! Никогда не забудется мне тот день, когда педагоги сердечно поздравили меня с призывом в армию, и не сотрутся из памяти их напутственные слова.

            После службы я вернулся в Александровск, немного поработал автозаправщиком, а потом махнул на материк получать престижную в то время профессию строителя в Хабаровском строительном техникуме. Окончив его, попал по распределению в пгт. Тымовское, и в течение трёх лет закреплял полученные знания и нарабатывал трудовой опыт на различных стройках. Кстати, это был период интенсивного строительства на Сахалине, ведь государство не жалело средств на нашу с вами глубинку в надежде на немалую отдачу. Рос в высоту, ширился, облагораживался и Александровск, постепенно избавляясь от тесных хибарок и бараков. Просто сердце радовалось с каждым его посещением. Наверное, это самое яркое впечатление моей молодости.

            Забегая вперёд, скажу, что и сейчас искренне рад, что после двух непростых десятилетий наш город начал понемногу восстанавливаться: возобновлено жилищное строительство, приведены в божеский вид фасады зданий и улицы, появились вымощенные плиткой уютные скверики у памятника Чехову и близ автостанции. После Тымовска трудился по специальности в Александровске и Ногликах.

- С какого времени ваша судьба связана с песенным творчеством и кто помог Вам выйти на сцену?

- В 1997 году благодаря Вере Васильевне Савельевой – тогдашнему директору ЦРДК – я впервые вышел на сцену в Александровске. Вспоминая свои первые шаги в песенном творчестве, мне хотелось бы от всей души поблагодарить Веру Васильевну за её душевную теплоту, отзывчивость, умение разбираться в людях и немалую моральную поддержку.

В Доме культуры в то время рука об руку с Верой Васильевной работал Сергей Васильевич Цапин. Я благодарен ему за помощь: он тратил на нас немало личного времени, писал фонограммы, без которых мы просто не могли бы выйти на сцену, помогал осваивать музыкальные инструменты.

            Первое время занимались без специалиста по вокалу, поэтому приходилось рассчитывать только на себя и товарищей, ведь труд самодеятельного артиста всегда требует немалого усердия и трудолюбия. Но с приходом в Дом культуры в 2000-м году Натальи Алексеевны Неверовской мы приобрели не только талантливую солистку, но и хорошего руководителя и педагога. В настоящее время она является художественным руководителем ЦРДК и руководителем эстрадной студии «Бриз». В том же 2000-м, собственно, и родился наш небольшой, но дружный коллектив – «Бриз»!

            Первоначально в составе «Бриза» помимо Сергея Цапина - руководителя «Бриза», солистов - Натальи Неверовской, Алёны Синкиной, Сергея Волгина, Ольги Кучерявой и меня были звукорежиссёры - Александр Перевалов и Юрий Старостин. Мы исколесили с концертами почти весь наш район, выступая перед сельской публикой и, конечно же, участвовали в общегородских культмассовых мероприятиях. Так мы постепенно «доросли» до выступлений за пределами района в составе агитбригады. Выступали в 2000-2005 гг. в областном центре на «Днях Александровск – Сахалинского района», в Ногликах, Онорах, Смирных и Тымовском.

            Алёна Синкина и Сергей Волгин и сейчас плодотворно работать в коллективе. Они являются лауреатами и дипломантами ряда областных песенных смотров, конкурсов и фестивалей, принимают активное участие буквально во всех мероприятиях ЦРДК. Александр Перевалов сейчас совершенствует свои знания и умения в техническом отделе Дома культуры и оказывает неоценимую помощь «Бризу». Поэтому благодаря труду Александра все наши выступления на публике проходят на высоком профессиональном уровне. Уже нет с нами Юрия Старостина – наш коллектив болезненно воспринял его безвременную кончину в расцвете творческих сил.

            Супруги Сергей Цапин и Ольга Кучерявая сейчас живут и трудятся в г. Холмске. Муж- в сфере культуры, жена – военнослужащая. Они не забывают своих старых друзей и Александровск, часто приезжают к нам на ежегодный фестиваль «У Трёх Братьев». Большое спасибо моим дорогим «Бризовцам» за творческое сотрудничество и дружбу.

- Какую, на Ваш взгляд, животрепещущую проблему переживает сейчас общество и сфера культуры, что необходимо предпринять для её преодоления?

- Два минувших десятилетия коренным образом изменили нас и нашу страну: мы приобрели все необходимые свободы, присущие цивилизованному обществу, стали более открытыми друг перед другом. Но наряду с положительными изменениями в наш общий дом пришли другие проблемы. Когда наша страна в «лихие девяностые» испытывала последствия политического и экономического кризиса - повсеместно и на долгие годы закрывались клубы, библиотеки, кинотеатры, спортивные секции. Всё это отрицательным образом повлияло на нравственное и духовное воспитание молодёжи. Судите сами, взамен пионерских дружин и слётов для юношей открылись «общаки» со «стрелками», насаждающие культ жестокости. «Рембо» и Терминатор» вытеснили отечественные художественные фильмы. Добрую и поучительную книгу со временем заменил всемогущий и вседоступный господин Интернет с огромным количеством весьма сомнительных сайтов и игр. Вот поэтому выросшее и возмужавшее в период политических потрясений и переоценки культурных и исторических ценностей поколение не похоже на моих ровесников и ровесниц. Нет в нём того энтузиазма, той самоотдачи и бескорыстия, которые когда то звали нас из отчего дома овладевать прекрасными рабочими профессиями, а потом осваивать просторы нашей необъятной Родины. Мне бы очень хотелось ошибиться, но, к сожалению, всё познаётся в сравнении… А что и кому делать? – надо как можно больше времени уделять молодёжи и не жалеть средств на её учёбу и культурный отдых. И тогда вложенные в них знания и средства преподнесут нам здоровое во всех смыслах поколение. Поколение, которому будут чужды наркомания, алкоголизм и криминал.

- Сергей Иванович, где вы сейчас трудитесь?

- Работаю строителем в пгт. Ноглики, а в Александровске вакансий сезонникам пока что не хватает. Да и платят в посёлке вполне прилично, и есть все необходимые связи и знакомства.

- У Вас есть помимо музыки ещё какое-нибудь увлечение?

- Люблю отдых на природе. Иногда совершаю переходы на отдалённые таёжные озёра, где одновременно охочусь и рыбачу. Часто беру с собой видеокамеру, чтобы запечатлеть свои маленькие победы в преодолении горных вершин и непролазных лесных чащоб. А ещё я люблю вечерние посиделки у костра и чай «с дымком».

- Ваши ближайшие планы и перспективы?

- В настоящее время готовлюсь к первому многожанровому межрайонному фестивалю «Новогодний калейдоскоп»: обновляю песенный репертуар и занимаюсь вокалом. Мне, как и прежде, помогают в этом друзья и даже стены ставшего мне родным Дома культуры. Дома культуры, где я сделал свои первые шаги в песенном творчестве, и с которыми не расстаюсь по сей день!

- Спасибо за интервью, успехов вам в творчестве и победы на фестивале!

Сергей Данник

Геннадий Подернёв: о театре и о себе

Уважаемые пользователи сайта. Зная, что среди вас имеется немало почитателей живого актёрского мастерства, которые с охотой посещают спектакли Александровск - Сахалинского народного драматического театра ЦРДК и с интересом отслеживают все новости культурной жизни, я подготовил интервью с режиссёром театра Г. В. Подернёвым.

- Уважаемый Геннадий Васильевич, какие проблемы пережил творческий коллектив театра в последнее время?

- Поскольку ЦРДК в течение двух лет производились ремонтные работы, коллектив театра, как и многие другие коллективы Дома культуры, временно находился в здании Дома народного творчества. Но, невзирая на трудности, находясь, прямо скажем, в спартанских условиях, театр продолжал свою творческую деятельность: демонстрировал свою работу горожанам на сцене центра детского творчества «Радуга», участвовал в областных конкурсах, был задействован во всех общегородских мероприятиях Дома культуры. Коллектив театра сейчас находится в хорошей форме, что было в очередной раз продемонстрировано александровскому зрителю теперь уже на родной сцене Дома культуры - на спектакле «Ловушка».

- Как отразились эти проблемы на творческой деятельности Вашего коллектива, изменился ли состав труппы?

- Временный переезд на новое место породил массу проблем. Одна из важнейших – это сохранение коллектива и его творческого потенциала. Творческий коллектив, образно выражаясь, – живой организм, который тоже подвержен воздействию внешней среды. Существует немало причин ухода того или иного актёра из труппы, но чем талантливей человек, тем тяжелее ощущается эта потеря для коллектива. Со временем же, рана затягивается с приходом новых, способных в театральной жизни людей. Но приходит время – и опять с кем-то прощаешься. Такова жизнь…

            Но в этой жизненной изменчивости и текучести есть постоянная составляющая, которая является базисом любого коллектива. Это актёры, которые уже несколько десятилетий бескорыстно служат театральному искусству. Это моя опора во всех моих делах. И пока она есть – есть и смысл моей деятельности.

- Что, по Вашему, влечёт людей в театральный коллектив?

- Театральная сфера искусств – многолика и многогранна. Она даёт мощный толчок к интеллектуальному и духовному самосовершенствованию. Она способствует приобретению важных профессиональных навыков, которые пригодятся молодым людям, планирующим осуществить свою карьеру не только в сфере культуры, но и в других, не менее ярких и значимых профессиях. Это ещё и хороший досуг, где есть место для общения, знакомства с интересными людьми. Здесь ощущается радость созидания. Когда, образно выражаясь, из незначительных деталей возникает красивое сооружение.

            Для больших и сложных постановок (а для этого уже есть необходимые технические возможности), коллектив нуждается в притоке новых, свежих сил, не ограниченных возрастными критериями.

- Несколько слов об актёрском составе?

- В состав труппы народного драматического театра входят представители разных профессий и сфер деятельности: учащиеся и студенты, работники ЦРДК, представители рабочих профессий. Есть даже директор культурного учреждения и депутат районного собрания. Вот как!

- В каких городах Вы побывали со своим творческим коллективом со своими спектаклями?

- Полнометражных спектаклей за пределы района мы пока не вывозили, за исключением тех работ, которые не требовали громоздких декораций. Например, «Хористка» - инсценировка по одноимённому произведению А. П. Чехова, «В ночь после выпуска» - инсценировка по повести В. Тендрякова. А так же участвовали в областных конкурсах чтецов в формате «Живое слово», где наша актриса Карина Тукаль была отмечена высшей оценкой гран-при и в конкурсе «От прибаутки, до былины из сказки» - актёр Евгений Хрипунов стал лауреатом.

            Обмен опытом, соревновательный дух конкурсов являются хорошим стимулом для актёров народных театров, что способствует дальнейшему развитию их профессиональных качеств. Несомненно, конкурсы популяризируют театральное искусство среди населения, приобщают к нему не только взрослых, но и детей. Кстати, о детях.

            На базе Дома культуры проходит ежегодный районный театральный фестиваль, в котором принимают участие учащиеся школ и учебных заведений города. Хотелось бы, чтобы в каждом нашем учебном заведении педагоги как можно больше способствовали развитию сценического мастерства молодого поколения.

- Имеются ли новые творческие планы и задумки? На кого «замахнётесь» в нынешнем театральном сезоне?

- У меня есть такой большой «творческий портфель», в котором немало всякой всячины. А вот насчёт планов и задумок… Я опасаюсь загадывать заранее - обязательно случиться нечто такое, которое координальным образом перестроит все планы, что уже не раз случалось. Поэтому пусть всё идёт своим ходом. Сейчас мы готовим к выпуску новые театральные работы, которые увидят александровцы со сцены ЦРДК.

- Немного о себе: откуда родом, где получили режиссёрскую профессию?

- Родом я из Александровска – Сахалинского и считаю его самым красивым городом в России.

            Вся моя жизнь была и остаётся, так или иначе, связанной с театром. Ещё сызмальства я с детворой разыгрывал различные сценки перед жителями нашего двора. Ходил даже с мальчишками и девчонками к руководителю Александровского народного драматического театра, заслуженной артистке республики Людмиле Николаевне Россовой консультироваться. Вобщем, интересно и с пользой проводил свободное от учёбы время. А когда немного подрос – появилась возможность занять место в труппе народного театра. Но я не воспользовался подарком судьбы - побоялся.

            После окончания школы поступил в Томский государственный университет, а после его окончания работал в геодезической партии в Улан-Удэ. Там же поступил заочно в Восточно - Сибирский институт культуры, где получил специальность режиссёра.

            Куда бы ни забрасывала меня судьба, с этой профессией никогда не расставался и не расстаюсь по сей день.

- Уважаемый Геннадий Васильевич, спасибо за интервью, от всей души желаю творческих успехов!

Сергей Данник.