В статье использованы материалы из книги А.И.Краева и И.А.Цупенковой «Долгая дорога к большой сцене» (Очерки истории театра на Сахалине),Ю-С., Сахалинское кн.из-во, 2004
ТЕАТРАЛЬНЫЙ АЛЕКСАНДРОВСК
Сахалин, бывший в XIX веке местом каторги и ссылки, безусловно, отставал в культурном отношении от материковой России. Но проявление зачатков театральной культуры уже в 1890 году отмечал великий русский писатель А.П.Чехов: «Общество уже настолько разнообразно и интеллигентно, что в Александровске, например, в 1888 г. могли в любительском спектакле поставить «Женитьбу»...Этот спектакль, организованный в благотворительных целях усилиями местных врачей Б.А.Перлина и А.Я.Сцепенского, потом долго вспоминали и зрители, и самодеятельные артисты. А.П.Чехов мог узнать о нем не только от жителей поста Александровского. О спектакле, например, сообщала газета «Владивосток». «Не одни только дикие, ужасные вещи творятся на Сахалине...Спектакль прошел очень порядочно, доставив искреннее удовольствие жителям п.Александровского. В результате получилось чистых 166 р., которые, согласно желанию любителей, распределены поровну на три местные школы: Александровскую, Дуэскую и Рыковскую, в коих обучаются начальной грамоте дети ссыльных».
Для александровцев каждые гастроли профессиональных артистов становились крупным событием. В сентябре 1901 года петербургская газета «Новое время» под заголовком «Нам пишут с Сахалина» опубликовала интересную заметку: «В конце июня к нам, заброшенным судьбой на суровый остров, неожиданно приехало товарищество артистов под управлением г-жи Северской-Сигулиной. Товарищество дало несколько спектаклей, доставив сахалинцам давно не испытанное ими удовольствие. Особого зала для спектаклей не было, поэтому пришлось воспользоваться для них канцелярией губернатора. Спектакли делали всё время полный сбор. Была поставлена комедия «В бегах», несколько водевилей и, между прочим, драматический этюд «Без имени», принадлежащий перу самой г-жи Северской. Труппа была, конечно, маленькая, и пришлось привлечь любительниц и любителей. Тем не менее, представления прошли очень гладко, а публика была крайне благодарна за редкое развлечение».
Приезжали в Александровск артисты и после отмены каторги. Так в 1907 году пост посетила труппа «Дальневостокского товарищества драматических артистов». Труппа дала семь спектаклей: два - на сцене общественного собрания и пять - в помещении местной воинской команды (где сегодня расположен общественный музей истории города прим. авт.), собрав на круг по 150 рублей. Зрители увидели пьесы «Без вины виноватые» А.Н.Островского, «Авдотьина жизнь» С.А.Найденова, «Фофан» И.В.Шпажинского и другие.
Добирались до острова и украинские труппы. Как сообщают театроведы Н.К.Иосипенко и А.М.Борщаговский в книге «Шевченко и театр», 27 февраля 1911 года в гарнизонном собрании Александровского поста была сыграна драма «Назар Стодоля». Интересно отметить, что спектакль был приурочен к 50-летию со дня кончины автора пьесы - выдающегося украинского поэта Т.Г.Шевченко. Спектакль состоялся, несмотря на повсеместные запреты властей о чествовании Шевченко.
Впрочем, это совсем не говорит о либерализме сахалинских властей и смягчении местных нравов после отмены каторги. Старейший театральный деятель Дальнего Востока И.М.Арнольдов вспоминал: «Привез я на Сахалин труппу. Было это в 1907 году, через пару лет после ликвидации каторги...Сильную труппу во главе с известным в то время трагиком Шорштейном. Приехали значит в Александровск, высадились с парохода на кунгас, пристаем к берегу. Выходим с кунгаса, перед нами бородатый дядя вежливо щебечет: «Ваши билеты, господа, ваши билетики»... Оказывается, контролер этот был палач Комлев - гроза каторги, сам бывший каторжник, дважды бежавший с Сахалина и получивший с надбавками свыше пятидесяти лет каторги... На Сахалине мы прогорели. С ликвидацией каторги Александровск опустел, и мы торопились покинуть его. Комлев посмеивался над нами, по-прежнему вежливо приговаривая: «Что, господа артисты, шибко плохо публика на ваши представления шла? А поглядели бы вы, что было народу, когда я «представления» давал. Не протолпиться бывало, со всего централа во двор сбегались поглядеть, когда Комлев порол...» Комлев был «артистом» своего дела.
В Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока хранится любопытный документ, ярко характеризующий нравы и вкусы театральных «критиков» из местного начальства. Это приказ губернатора Сахалина Д.Д.Григорьева от 22 ноября 1912 года. Побывав на платном спектакле в гарнизонном собрании, его превосходительство на следующий день разразился начальственным гневным тоном о постановке пьесы Корецкого «Муж в капкане», называя её «грязно-циничной», обливающей «грязью офицерскую среду» и развращающее действующую на население, которое «должно воспитываться в уважении к высокому воинскому званию». От начальника Александровского участка губернатор потребовал впредь представлять лично ему на просмотр все пьесы, разрешенные к постановке. Досталось и участникам спектакля. В том же приказе читаем: «...Режиссеру г.Владимирскому, человеку пожилому, с высшим образованием, занимающему солидный пост горного инженера о.Сахалина, да будет стыдно за постановку подобной циничной пьесы». Чиновнику губернаторской канцелярии Еленевскому за участие в злополучном спектакле Д.Д.Григорьев объявил выговор.

1912 год для Александровска был примечателен открытием Народного дома (на месте нынешнего медколледжа прим. авт.), где имелась небольшая сцена. 28 декабря 1912 года именно здесь постановкой комедии А.Н.Островского «Волки и овцы» начал свой первый сезон кружок местных артистов-любителей. Столичный журнал «Театр и искусство» опубликовал по этому поводу восторженную заметку одного из зрителей. «На далеком и унылом Сахалине родное русское драматическое искусство также начинает свивать себе прочное гнездо. До последнего времени здесь давали представления любители в местном гарнизонном собрании, причем исполнителями являлись офицеры и некоторые чиновники»,-сообщал он и добавлял о постановке «Волки и овцы»: «Успех данного спектакля превзошел все ожидания. Не только был полный сбор, заняты все приставные стулья, но и произошли из-за мест серьезные недоразумения между публикой и распорядителями спектакля. Аплодисментам не было конца...Говорят, что такого спектакля по удачному исполнению не бывало с самого существования Сахалина».
Первая мировая война, революция и интервенция, конечно, не способствовали развитию театрального искусства на острове. На долгие годы александровцы были лишены, ставшего привычным для них удовольствия.
Одним из первых театров с советским репертуаром посетил Сахалин летом 1928 года Государственный Краснозаводской театр из Харькова, гастролирующий по ДВК. В его обширном репертуаре значилось около 40 пьес, в том числе «Шторм» В.Биль-Белоцерковцева, «Любовь Яровая» К.Тренева, «Рост» А.Глебова, «Разлом» Б.Лавренева, комедия времен гражданской войны «Товарищ Семивзводный». Месяц пребывания краснозаводского театра в городе несомненно стал крупным событием в культурной жизни александровцев. Они уже не представляли себя без театра. В 1930 году окружным советом профсоюзов был организован в Александровске драматический театр. Вся труппа, насчитывающая 23 человека, была сформирована в Москве Центрпосредрабисом. К сожалению сохранилось мало документов о первых шагах театра. В отдельных публикациях отмечалось, что открытие первого театрального сезона в Александровске состоялось 14 декабря 1930 года на сцене клуба пограничного отряда премьерой пьесы Б.Лавренева «Разлом». Успех театра держался на свежести восприятия зрителей и энтузиазме актеров. Материальная база первого профессионального театра на Сахалине была крайне слабой. Ветхое, мало-мальски приспособленное для игры актеров здание, требующее постоянного ремонта, лишь с солидной долей воображения можно было назвать храмом искусства. Мучительно-неразрешимый «квартирный» вопрос мешал формированию постоянной труппы. Местные власти видели в театре лишь один из инструментов «перевоспитания рабоче-крестьянских масс». Репертуар изобиловал спектаклями на «производственную» тему. Классика не приветствовалась. Недовольные репертуаром оказывались в застенках НКВД. Тем не менее, зритель валом валил на постановки с Александром Лыткиным (будущим заслуженным артистом РСФСР) и Владимиром Тхапсаевым (будущим народным артистом СССР). На свой страх и риск актеры ставили Шекспира. А в ноябре 1932 года при Александровском городском театре создается театр юного зрителя (ТЮЗ). Всё это происходило в трагические для Сахалина годы «дрековщины». И актеры одни из первых подверглись репрессиям. В мае 1933 в Александровске был арестован актер областного театра Борис Николаевич Смелков, руководивший по совместительству драмкружком пограничного отряда. В обвинительном заключении, составленном полуграмотным следователем читаем: « Пользуясь отсутствием в клубе Сахпогранотряда квалифицированной силы, в целях разложения пограничников, Смелков благодаря имевшегося опыта в театральной работе вошел в доверие и пролез на должность платного руководителя, он же режиссер, в клубе погранотряда, с трибуны ОГПУ в среду военнослужащих путем вымышленной для этого переделки пьесы «Враги» Лавренева, протащил контр-революционную теорию о перерождении классового врага, систематически путем совершенно политически невыдержанных, шовинистических и антисоветских рассказов разлагал неустойчивых драмкружковцев». За эту «контрреволюционную» деятельность Б.Н.Смелков получил по приговору «тройки» 3 года лагерей и его дальнейшая судьба не известна.

Легко представить, что атмосфера, царившая в тот период в стенах театра, мало способствовала творческому полету и исканиям. Угрюмая настороженность давлела в отношениях актеров и режиссеров. Поутихли былые творческие споры. Не обсуждались, как раньше, даже с глазу на глаз, книги и свежие газетные статьи. Люди замкнулись, боясь обронить неосторожное слово или даже взгляд. В 1938 году покинули Сахалин, от греха подальше, М.Южин, В.Егоров, В.Всеволожский, С. Зеленков, К.Верецкая и другие артисты. Оставшиеся продолжали работать над новыми ролями. В репертуаре 1938/39 года комедии В.Шкваркина «Чужой ребенок» и «Простая девушка», пьесы А.Арбузова «Таня», А.Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» и «Свадьба Кречинского», «Василиса Мелентьева», поставленные главным режиссером театра И.П.Сагайдаровым совместно с художником Л.В.Костоглодовым. Артистка Л.Н.Россова впервые в качестве режиссера совместно с художником К.И.Туркиным поставила комедию «Болото» по пьесе М.Паньоля. Работа помогала артистам отвлечься от мрачных мыслей, сохранить своё человеческое достоинство и талант, тускневший в липкой паутине каждодневного страха перед неизвестностью.
Хотя топор репрессий витал над каждым, себя «слуги народа» не забывали по части культурного обслуживания. 17 ноября 1937 года президиум облисполкома принял любопытное решение, красноречиво говорящее о порядках тех лет. Оно обязывало директора театра выделить 13 «постоянных бесплатных мест» на весь сезон 1937/38 года в распоряжение руководителей облисполкома, обкома и горкома ВКП(б), управления НКВД (2 места), начальникам милиции и обллита, коменданту города, обкому комсомола и т.д. Кроме того, существовал еще один список «служебных лиц, имеющих доступ бесплатного входа в театр... без права иметь постоянное место».
27 февраля 1937 года Далькрайисполком принял решение о строительстве в следующем году нового здания театра в городе Александровске. 31 мая президиум облисполкома утвердил программу проектирования оперно-драматического театра на 800 зрительских мест. Под его возведение отводился участок в самом центре города на площади 15 Мая.
В программе отмечалось, что « по своей внутренней планировке и конструктивным приемам здание должно отвечать современным реальным требованиям, а [по] внешней архитектурной выразительности должно служить определяющим стилевым моментом для дальнейшей застройки площади и прилегающих к ней кварталов г. Александровска». Одновременно предусматривалось строительство жилого дома для работников театра. Общая сметная стоимость всего строительства оценивалась в 5 млн. рублей . Однако в условиях нарастающих репрессий, охвативших в конце 30-х годов Северный Сахалин, это постановление так и осталось невыполненным. Жертвами террора со стороны органов НКВД стали не только многие партийные и советские работники области, но и тысячи простых тружеников - колхозников, рабочих, служащих государственных учреждений и представителей местной интеллигенции. Знакомясь с документами, сравнивая события и факты, можно с известной осторожностью утверждать, что особенно рьяно работники НКВД взялись за искоренение крамолы в небольшом коллективе областного драматического театра. С чем это связано, объяснить, конечно, трудно. Возможно потому, что артисты, как правило, люди открытые и эмоциональные, к тому же они - всегда на виду.
По имеющимся источникам сложно полностью восстановить репертуар Александровского театра в 1937/38 году. В.М.Латышев, например, сообщает, что несомненной удачей театра явилась постановка в 1937 году драмы А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович». В целом же о творческой стороне деятельности областного драматического театра в это кошмарное время известно очень мало. Рецензии на спектакли почти не публиковались, что, в общем-то, возможно, и к лучшему. Любая неосторожная фраза в газете или легкий намек на сценическую «недоработку» могли легко приобрести такую политическую окраску, за которой следовали арест, концлагерь или поездка в Верхний Армудан, ставший главным местом массовых расстрелов сахалинцев.
Здесь нет никакого преувеличения. Судя по архивным документам, в сезон 1937/38 года работники театра в Александровске ходили на допросы в здание НКВД не реже, чем на репетиции. Тем, кого вызывали только в качестве свидетелей, еще как-то повезло по крайней мере, их не допрашивали «с пристрастием».
Почти в каждом населенном пункте или менее крупном учреждении, пр ятии, колхозе «раскрывались» антисоветские и контрреволюционно-повстанческие организации. В ноябре 1936 года один из таких «террористов» был обнаружен и в областном драматическом театре. Им оказался возчик театра Александр Больбух. Почти год тянулось следствие с заранее предрешенным результатом, поскольку за обвинением: «участие в шпионско-повстанческой организации» - неизбежно следовал только один приговор. Рано утром 24 октября 1937 года в числе 148 сахалинцев он был расстрелян.
Положение областного драматического театра нисколько не улучшалось. Обещанного нового здания со сценой и жилого дома для работников театр так и не получил. Между тем артисты и работники вспомогательных цехов, сразу же по окончанию срока трудового договора, стремились любой ценой покинуть Сахалин.
Это, безусловно, отрицательно сказывалось на составе труппы и ее творческих возможностях. В одной из докладных записок директора театра за 1940 год читаем: «...Театр в течение трех лет работает без таких крайне обязательных для каждого театра амплуа, как герой-любовник, молодая героиня, салонный простак и комик-резонер; вместе с тем в театре имеется 5 резонеров, 3 основные героини, которых при всем гениальном построении репертуара театра использовать в полной мере невозможно, что и приводит в театре к обстановке неудовольства (так в тексте. - Авт.), склок, т.е. все то, что мешает спокойно работать...».
В репертуаре сезона 1939/40 года шли пьесы «Сын народа» Ю. Германа, «Мария Тюдор» В.Гюго, «Царь Потап» А.Капкова, «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука, театральная инсценировка по роману «Как закалялась сталь» Н. Островского и ряд других пьес. Из новинок сезона стоит выделить пьесу «Человек с ружьем» Н. Погодина. В этом спектакле сахалинцы впервые увидели сценическое воплощение образа вождя революции.
Напомним, что в советском театральном искусстве роль Ленина первым исполнил Б. Щукин на сцене театра им. Вахтангова 13 ноября 1937 года именно в спектакле «Человек с ружьем», поставленном режиссером Р. Симоновым. Дальневосточники с образом Ленина (исполнитель - актер В. Ванин) впервые познакомились летом 1939 года в спектакле по пьесе А.Толстого «Путь к победе» во время гастролей Театра им. Моссовета.
Периферийным же театрам ввиду, как считалось, их творческой незрелости обращаться к образу вождя запрещалось. Но в 1939 году запрет сей сняли, и сразу три театра ДВК включили в свой репертуар «Человека с ружьем». В числе первых исполнителей роли Ленина на Дальнем Востоке называют трех актеров: А. Антошенкова (Приморский краевой театр драмы), Ю. Щербакова (театр ДВО) и Г. Озерцова - драматический театр в Александровске-на-Сахалине.
Из документов тех лет видно, что каждая новая постановка давалась огромным напряжением сил и средств. Финансовое положение Сахалинского областного драматического театра, несмотря на все усилия дирекции оставалось безысходно жалким. Из сезона в сезон приходилось подсчитывать одни убытки. В принципе, их можно было бы избежать повысив плату за билеты, но при окончательно окостеневшей к концу 30-х годов плановой административной системе эта мера исключалась. Театр, как одно из ведущих учреждений культуры на Северном Сахалине, выполнил для партии важнейшую воспитательно-идеологическую и агитационную работу, оставаясь при этом на остаточном финансировании.
На коне: 1940 года театр имел общую задолженность на 99,0 тыс. рублей, в том числе 81,0 тыс. рублей - по заработной плате.
В послевоенный период бывший областной драматический театр в Александровске, несмотря на болезненную реорганизацию 1947 года и его перевод в категорию городских, оставался одним из ведущих учреждений культуры и искусства на Сахалине. Как уже отмечалось, с 1946 по 1948 год его художественным руководителем являлся Я.М.Цейкинский. Вопреки множеству проблем и переезду некоторых опытных актеров в Южно-Сахалинск, ему удалось сохранить творческую работоспособность александровской труппы. В эти годы им были поставлены спектакли «Русский вопрос», «Любовь Яровая», «Ромео и Джульетта», «Московский характер».
Репертуар двух ведущих драматических коллективов в Южно-Сахалинске и Александровске выглядел в основном однотипно. Ставились, как правило, лишь пьесы, уже «апробированные» на сцене других театров. На афишах Александровского театра за 1948 год - спектакли «Без вины виноватые», «На бойком месте», «Чужой ребенок», «Платон Кречет», «Навстречу жизни», «Любовь Яровая», «Глубокие корни», «Мещане», «Бешеные деньги», «Снежок», «В одном городе», «О друзьях-товарищах», «Коварство и любовь», «Светит да не греет», «Овод», «Жили три друга».
До конца мая 1948 года Александровский городской театр работал на стационаре, а затем два месяца гастролировал по районам южной части Сахалина, дав в течение года 214 спектаклей, которые посмотрело 56,9 тыс. человек. Иными словами, на каждом спектакле, в том числе и гастрольном, побывало в среднем по 265 зрителей. И хотя полные аншлаги случались, видимо, нечасто, это свидетельствует о несомненной популярности театра среди сахалинцев, ведь в те годы города и поселки области почти не имели больших театрально-концертных залов с нормальной сценой. Между тем областное начальство, уделявшее главное внимание финансовой стороне дела, было явно не удовлетворено итогами деятельности театра. Фактически его годовой план по количеству спектаклей (300) был выполнен только на 71,3 %, а по числу зрителей (96,0 тыс.) - лишь на 54,7 %б.
К сожалению, в последующие годы положение театра не изменилось, поскольку ни его финансовых, ни репертуарных планов отдел по делам искусств облисполкома корректировать не стал. Меры по его поддержке носили больше моральный характер. Например, в мае 1950 года, в связи с 25-летием освобождения Северного Сахалина от японской оккупации, Александровский драматический театр наградили Почетной грамотой обкома ВКП(б) и облисполкома, а также ему выделили 7 тыс. рублей на премии коллективу и 50 тыс. рублей на ремонт здания'.
Многие постановки Александровского театра более или менее успешно повторяли репертуар областного драматического театра. Так, в 1951 году александровская труппа играла спектакль «Голос Америки». Костюмы и часть реквизита были задействованы из областного театра. В том же году главный режиссер городского театра, заслуженный артист РСФСР К. А. Зеленевский удачно поставил пьесу М.Горького «На дне». Как большое актерское достижение зрители и критика отметили игру Зеленевского, исполнившего Луку, артиста Кормушкина - за роль Бубнова, артиста Горохова - за роль Сатина, актрису Зорину, сыгравшую Василину. И вообще, в 1951-1952 годах в Александровском театре шло немало хороших постановок: «Сады цветут» В. Масса и Н. Куличенко, «Честность» К. Финна, «Лондонские трущобы» Б. Шоу, «Родные места» Л. Малюгина, «Женитьба Белугина» А.Островского, «Евгения Гран О. Бальзака и ряд других.
Но к этому времени над старейшим сахалинским театром стали сгущаться тучи. В 1952 году облисполком ходатайствовал перед Советом Министров РСФСР о ликвидации театра в городе Александровске, мотивируя свое предложение тем, что дальнейшее его существование в условиях бездотационной работы ведет к увеличению убытков. Доходы театра не могли компенсировать его расходы. Задержки заработной платы коллективу достигали трех месяцев. Что же до местных властей, то компенсировать все расходы театра и содержать его за счет городского бюджета они не могли. Понятно, что разговоры о предстоящей ликвидации не прибавляли творческого энтузиазма. Однако надежды на восстановление театра еще оставались, поэтому его имущество передали в областной драматический театр не полностью; многое еще сохранялось до окончательного решения вопроса. Надо сказать, что и коллектив театра, и, конечно же, зрители города Александровска единодушно высказывались против его закрытия.
Осенью 1953 года, к большой радости жителей Александровска, после годичного перерыва, вновь открыл свой сезон городской драматический театр. Его творческий состав значительно обновился. Главным режиссером был назначен С.К.Шпанов, режиссером -Б.Г.Полевой-Фельдман. На областную сцену в Южно-Сахалинск перешли заслуженная артистка РСФСР Н.Е.Ходорович, артисты И. Н. Вернадская, Б. В. Горохов и некоторые другие. Но в бывшей сахалинскои столице еще оставались «ветераны», те, кто считал себя патриотами своего театра. А точнее - остались истинные подвижники, на которых испокон веков держалась интеллектуальная жизнь российской провинции. Среди них старейшие и опытные артисты В.А.Сучков-Федоренко, Л.Н.Россова, главный художник театра И.И.Чижов. В обновленной труппе имелось немало молодежи, в основном воспитанников московских вузов.
7 ноября 1953 года в заново отремонтированном здании спектаклем «Опасный спутник» по пьесе А.Салынского театр возобновил свою работу. Как отмечалось в газетах, пьеса не была свободна от недостатков, несла отпечаток мелодраматизма, но ее постановка явилась своего рода реакцией на бездейственность «бесконфликтной» драматургии, которой театр отдал дань в предшествующие голы.
Восстановление театра заметно всколыхнуло несколько затухающую культурную жизнь бывшей сахалинской столицы и прилегающих районов северной части острова. Труппа сохраняла свои лучшие традиции. Дирекция выпустила серию абонементов. Не прекращалась шефская и гастрольная деятельность. Уже через месяц артисты выехали в Тымовское, сыграв несколько спектаклей на сцене районного Дома культуры и в сельских клубах. До весны 1954 года артисты побывали у шахтеров, колхозников, провели несколько зрительских конференций. Заботясь о юных зрителях, театр показал новогоднюю сказку в стихах, написанную артистом И.Г.Левиш-киным, затем - «Тайну светящегося камня» Л.Устинова, «Ее друзья» В.Розова и другие спектакли для детей, подростков и старшеклассников.
За шесть последних сезонов (1953-1959 годы) Александровский городской драматический театр показал более двадцати пьес. Его репертуар был весьма разнообразен по темам жанрам, откликался на юбилейные даты в истории страны. Так, в связи с широко отмечавшимся 300-летием воссоединения Украины с Россией театр подготовил несколько пьес украинских авторов. Серию постановок открыл спектакль «Любовь на рассвете» по пьесе Я.Галана. посвященный теме формирования характера советского человека. Затем на афишах появилась сатирическая комедия В.Минко «Не называя фамилий», направленная против мещанства и эгоизма, и комедия Г. Квитка-Основьяненко «Шельменко-денщик» и «Платон Кречет» А. Корнейчука. Данью времени, пропитанному духом «холодной войны», стала постановка пьесы В.Собко и Б. Балабана «Сто миллионов», призывавшая к бдительности и борьбе с происками иностранных шпионов и прочих «агентов империализма».

И вообще, театр заметно усилил внимание драматургии народов СССР, поставив комедию белорусского автора А. Макаенка «Камни в печени», пьесу латышского классика Р. Блаумана «В огне», современную эстонскую драму «Блудный сын» Э. Раннета.
Но основой репертуара последних сезонов являлась русская классическая драматургия: пьесы А.Островского «Шутники», «Сердце не камень» и другие. По традиции в репертуаре оставался «Разлом» Б. Лавренева. С большим успехом шла комедия «Обыкновенный человек» Л. Леонова. Театр следил за культурной жизнью российских городов. Так появились спектакли «Настоящий человек» (инсценировка по «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого) и «Годы странствий» А.Арбузова, посвященные героям Великой Отечественной войны; пьеса В.Пистоленко «Любовь Ани Березко» и другие популярные драматургические произведения 50-х годов.
1 июля 1959 года Александровский городской театр все же расформировали. Официальным основанием для этого послужили указания Совета Министров РСФСР о переводе на самоокупаемость и «об упразднении малохудожественных, дорогостоящих театров», а также приказ Министерства культуры РСФСР от 30 декабря 1958 года № 849 «О мерах по улучшению финансово-хозяйственной деятельности театров». Внешне все выглядело убедительно, поскольку, как уже отмечалось, с перенесением областного центра в Южно-Сахалинск у старейшего сахалинского театра начались серьезные проблемы. Во-первых, более чем оскудела его финансовая поддержка. Во-вторых, сложилось мнение, что город Александровск уже не может обеспечить «необходимой зрительской базы» для стационарного театра, который фактически стал передвижным. Работая в своем городе не более трех-четырех месяцев, театр показывал по 3-4 спектакля в неделю и играл их с очень небольшими сборами. В остальные дни здание театра использовалось для молодежных вечеров и официальных мероприятий.
Так, например, в 1958 году на стационаре было поставлено 72 спектакля (17 тыс. зрителей; сумма сбора- 171 тыс. рублей), а выездных и гастрольных спектаклей - 244 (62 тыс. зрителей; доход - 685 тыс. рублей). Возникали и кадровые проблемы. И все-таки, на наш взгляд, главные причины закрытия театра лежали значительно глубже. Прежде всего, они крылись в условиях командно-административной системы, породившей в Сахалинской области на рубеже 50-60-х годов серьезный социальный кризис. Речь идет о так называемых «хрущевских» решениях по «упорядочению северных льгот».
После непопулярного пересмотра правительством СССР законодательства о надбавках и льготах для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей обозначился стремительный отток населения за пределы области, численность которого с 1956 по 1960 год сократилась на 6,3%, или с 687,8 до 644,2 тыс. человек. Только с1962 по 1965 год на Сахалине и Курилах по причине выезда жителей закрылось 435 населенных пунктов.
Таким образом, можно утверждать, что закрытие профессионального театра в Александровске-Сахалинском вызвано не столько финансовыми затруднениями, сколько чиновничье-бюрократическим подходом к руководству культурой и искусством. Это был еще один шаг к духовному оскудению российской провинции.
Подготовил Г.Смекалов



» Войдите в систему или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии | 4384 просмотра
Очень
Очень интересная статья. А как долго существовал ТЮЗ? В.Митасова и С.Коваленко я хорошо знаю. В каком состоянии театральные дела сегодня? Эту статью хорошо бы показать мэру. Спасибо, Григорий.